Первые слова ребенка

Содержание

Когда малыш начинает говорить первые слова: агу, мама. В каком возрасте у ребенка появляются первые фразы

Первые слова ребенка

Первые слова ребенка – всегда большая радость для родителей.

Многие мамы с нетерпением ждут этого важного события, и если их годовалый ребенок не говорит «мама», бьют тревогу и бегут к специалистам, выясняя, во сколько дети начинают говорить первые слова.

Врачи и логопеды успокаивают родителей, объясняя, что речь развивается постепенно и первые слова появляются тогда, когда ребенок к этому готов.

Первые слова малыша – важная веха его речевого развития. Время появления первых слов зависит от того, как шло развитие речи на предыдущих этапах.

Как развивается речь

1 месяц

Младенец общается с взрослыми при помощи крика. Таким образом, он может сообщить маме о своих потребностях. К концу первого месяца жизни кроха начинает прислушиваться к окружающим звукам и реагировать на обращенную к нему речь. Малыш издает гласные звуки и их сочетания: а-а, о-о, у-у, я-я, у-а, а-у.

2-3 месяца

Появляется «комплекс оживления», который выражается в том, что при виде лица мамы, ребенок начинает агукать: а-а-а, а-а-ги, а-га, а-гу, улыбаться и активно двигать ножками и ручками. В этом возрасте звуки, издаваемые малышом, имеют эмоциональную окраску. Мама младенца обычно понимает, что означает каждый звук: я рад тебя видеть, я хочу кушать, пора сменить пеленку, мне скучно.

3-5 месяцев

Младенец активно ищет контакта с взрослыми взглядом, гулением, улыбкой. Гуление – это способность крохи произносить различные звуки и их сочетания в разном порядке: «га», «гу», «аги», «агу». Ребенок овладевает согласными «г», «к», «х», чуть позже «б», «п».

6 месяцев

Появляется первый лепет. От гуления он отличается повторением слогов. В хорошем настроении малыш может подолгу тянуть звуки «ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «па-па-па». Формируется пассивный словарный запас малыша – он начинает понимать речь взрослых. Если спросить ребенка: где папа? Он повернет голову в его сторону и посмотрит на него.

В 6 месяцев ребенок начинает лепетать. Лепетные слова похожи на настоящие, но являются только звукоподражанием: ма-ма, ба-ба. Осознанные слова в речи ребенка появляются позже.

7 месяцев

Младенец откликается на свое имя, научается изменять громкость и тембр своего голоса. Любит протяжно тянуть звуки, чередуя то высокие ноты, то низкие. Лепечет то громко, то тихо.

8 месяцев

Активно формируется пассивный запас, начинает формироваться активный словарный запас. Кроха понимает обращенные к нему фразы: возьми кошечку, дай собачку. Пытается подражать звукам. Как собачка говорит? «гав-гав», а кошка «мяу-мяу».

9 – 10 месяцев

Ребенок осваивает новые звуки, хорошо владеет жестами: кивает головой в знак согласия и машет, если чего-то не хочет. Показывает пальчиком на предмет, который его заинтересовал. Хорошо произносит слоги: «ла-ла-ла», «та-та-та», проговаривает до 10 односложных звукоподражаний: «ляля», «ко-ко», «баба», «гав».

11-12 месяцев

Время, когда ребенок начинает говорить мама, и другие простые лепетные слова: папа, баба, деда. Обычно к концу первого года жизни в активный словарный запас малыша составляет около 10 слов. Он хорошо понимает обращенную к нему речь, может показать части тела и лица, знакомые предметы, животных на картинках.

1 год 3 месяца

Активный словарный запас составляет до 15 слов. Расширяется пассивный словарный запас ребенка – способность ребенка понимать обращенную к нему речь. Малыш может выполнить односложную инструкцию: принеси мячик.

1 год 6 месяцев

Полтора года – это время когда ребенок начинает говорить до 20 слов. Обычно первые слова малыша это: мама, папа, баба, названия знакомых игрушек, животных, обозначение знакомых процессов. Кроха уже способен выполнять двусложную инструкцию: возьми куклу и дай ее мне.

В полтора года ребенок активно усваивает новые слова и сознательно произносит их. Знает предметы и явления, способен их систематизировать.

Как научить ребенка говорить мама

Первое слово мама ребенок сказал еще в возрасте 7 месяцев. Однако это слово не было еще осознанным, а было просто звукоподражание. Как же научить ребенка говорить мама осознанно?

Для этого старайтесь проговаривать малышу свои действия:

– мама пришла

–  мама варит супчик

–  сейчас мама оденет Сережу

Играйте с крохой в прятки: прикройте лицо ладонями и спросите малыша:

– где мама?

Затем откройте лицо:

–  вот мама!

Точно также можно научить ребенка говорить папа:

– Сережа, кто это пришел с работы? Папа!

Сейчас папа с Сережей будут кушать.

– Папа, Сережа, садитесь за стол!

Чтобы научить малыша осознанно говорить “мама” и “папа”, чаще называйте друг друга в третьем лице: папа пришёл! Мама сварила кашу!

Если ребенок начинает говорить мама и папа в контексте, можно отметить, что он овладел осознанной речью.

Первые фразы

Появление первых фраз, как и первое слово малыша, с нетерпением ждут все родители. Появление первых фраз в речи, говорит о том, что речь малыша развивается в правильном направлении.

Итак, когда ребенок начинает говорить предложениями? В норме это происходит в возрасте около полтора лет.

1 год 6 месяцев

Малыш уже может строить фразы из 2 слов: мишка бах (мишка упал). В речи появляются первые глаголы. Правда кроха еще может неправильно пользоваться родами существительных и местоимениями. Для малыша этого возраста вполне нормальным будет такое строение предложений: «Сережа кушает» (вместо: «я кушаю»), «Зайчик серая (вместо: «зайчик серый»).

2 года

В возрасте 2 лет ребенок произносит около 50 слов. Малыш понимает речь взрослых, умеет составлять фразы, состоящие из 2-3 слов: я пошел гулять, я хочу играть. Кроха знает короткие стишки, потешки и рассказывает их наизусть.

В 2 года ребенок понимает речь взрослых, умеет говорить простые предложения, выполнять двойную инструкцию взрослых: возьми уточку и дай мне.

Почему ребенок долго не говорит

Для позднего развития речи существует множество причин. Если ребёнок отстает в речевом развитии, чаще всего он подвержен влиянию не одного, а сразу нескольких негативных факторов.

  1. Медицинские проблемы: аномалии внутриутробного развития, родовые травмы, генетические отклонения, проблемы со слухом, врожденные аномалии развития артикуляционного аппарата.
  2. Тяжелые речевые расстройства: моторная и сенсорная алалия, дизартрия, афазия.
  3. Психологические проблемы: сильный стресс, отсутствие эмоционального контакта с родителями.
  4. Индивидуальные особенности: темперамент и пол. Спокойные флегматичные дети начинают разговаривать позднее, чем эмоциональные и подвижные. Специалисты отмечают, что мальчики начинают говорить немного позже девочек (разница составляет около 2 месяцев).
  5. Двуязычие окружения: когда ребенок постоянно слышит речь на двух языках.
  6. Недостаток свежих впечатлений: однообразная окружающая среда.

Когда следует беспокоиться

В рамках норм речевого развития ребенок начинает говорить слова примерно в возрасте 1 года, предложения – в возрасте 1,5 – 2 лет.

Однако, речевые отклонения можно заметить еще на ранних этапах развития. Родителей должны насторожить следующие признаки нарушений:

  • Если младенец в первые месяцы жизни не кричит.
  • Если у младенца 4-5 месяцев отсутствует гуление, малыш эмоционально не реагирует на появление мамы (улыбкой, оживлением).
  • Если малыш не прислушивается к звукам и не пытается найти взглядом предмет, который называет мама.
  • Если в 7 месяцев малыш не узнает голоса близких людей.
  • Если в 9 месяцев отсутствует лепет, малыш не пытается повторять звуки и слоги.
  • Если малыш в 1 год не говорит ни одного слова, не понимает обращенную к нему речь.
  • Если ребенок в полтора года не произносит упрощенных слов, не реагирует на просьбы и замечания.
  • Если 1 год и 9 месяцев речь совершенно неразличима.
  • Если в 2 года ребенок не разговаривает и  не может выполнить двусложную инструкцию.

Как помочь ребенку начать говорить

Если есть подозрения, что у малыша есть речевые нарушения, родителям важно своевременно выявить их начать лечение.

Что предпринять:

  1. Проверить слух. Для этого малыша нужно показать отоларингологу.
  2. Проверить, насколько развиты высшие психические функции. Для этого малыша нужно показать детскому неврологу.
  3. Получить консультацию сурдолога, логопеда и детского психолога.

Если после обследования специалистов не были выявлены какие-то серьезные отклонения, родителям стоит лишь обеспечить нормальную условия для активного развития речи ребенка.

Что в этом может помочь:

А ваш малыш уже говорит первые слова?

Источник: https://orechi.ru/razvitie-rechi/kogda-rebenok-nachinaet-govorit

Когда ребенок начинает говорить первые слова

Первые слова ребенка

19 июня, 2017 Загрузка…

Жизнь малыша удивительна тем, что все в ней происходит впервые. Шаги, улыбки и, конечно же, слова – именно их с особым нетерпением дожидаются взрослые.

Ведь умение говорить облегчит процесс воспитания, сделает желания крохи понятными для окружающих, даст возможность ребенку ощутить радость от вербального общения.

Во сколько дети начинают говорить? На этот вопрос трудно дать однозначный ответ, но можно определить некоторые общие тенденции.

До первых слов – первые звуки

Говоря о развитии речи, стоит упомянуть о возникновении навыков общения. Как правило, новорожденные слабо проявляют реакции на внешние аудиальные раздражители. Многие мамы еще в роддоме пытаются установить контакт с грудничками, обращаются к ним с просьбами (например: «Не плачь!», «Давай ложиться спать!»), рассказывают об окружающей обстановке, поют колыбельные.

Многочисленные исследования утверждают, что даже плод в утробе матери слышит, понимает эмоциональную окраску звуков. На повышенный тон реагирует учащением серцебиения, а от спокойного голоса и мелодичного пения успокаивается и даже засыпает. Так и после рождения малыш отлично слышит звуки окружающего мира, однако получить от него ответную реакцию почти нереально.

Когда ребенок начинает агу говорить – это еще не начало осознанной речи, а всего лишь гуление. Период, когда впервые произносятся такие звуки, для каждого индивидуален. Чаще всего это происходит в 2-3 месяца.

Одни дети уже вырабатывают индивидуальные интонации, другие берут их из речи окружающих взрослых. Некоторые звуки младенцы тянут, а другие говорят коротко и отрывисто.

И радости многих родителей нет предела, ведь такая череда невнятных гласных уже начинает напоминать монолог.

В 6-10 месяцев приходит пора произнести повторяющиеся слоги ма-ма, га-га, дя-дя четко. Уже совсем близок период, когда детки скажут свои первые слова осознанно, а пока идет процесс повторения и активная тренировка произношения. Однако именно этот период признанный тем заветным временем, когда ребенок начинает говорить мама.

Первые слова – когда их можно услышать?

Возраст                  Навыки речи и звуковоспроизведения
0-1,5     месяцаКрик (иногда с преобладанием звуков “уа” и “ля”).
1,5-5   месяцевКрик, а также гуление и агуканье – произношение негромких, слегка певучих звуков, слогов с разными интонациями. Наиболее часто “гу”, “агу”, “ва”.
5-6 месяцевДетский лепет – добавление к уже освоенным звукам новых интонаций, а также слогов “ма”, “ба”, “па”. Неосознанное соединение слогов в простые слова “мама”, “папа”, “дядя”.
6-10 месяцевЧеткое произношение слогов, их повторение по 2-3 раза. Добавление звуков “к”, “и”, “э” и других.
10-12 месяцевПроизношение простых слов, таких как “мама”, “папа”, “дай”, “на”.
1-1,5 годаОсвоение 5 – 10 простых слов, построение простых предложений из существительного с глаголом или прилагательным, использование предлогов.
1,5-3 годаСоставление предложений, а также способность задавать простые вопросы другим и самостоятельно давать несложные ответы.
3-4 годаРазвитая, эмоционально насыщенная речь со сложными предложениями.

В каком возрасте ребенок начинает говорить? Ответ на этот вопрос всегда индивидуальный.

По информации Большой Медицинской Энциклопедии, центральным звеном всего речевого аппарата есть кора головного мозга, в первую очередь его левого полушария.

То есть каждый человек сознательно скажет первые слова только тогда, когда его головной мозг достигнет достаточного уровня развития. Как утверждают медики, это произойдет не раньше 10-12 месяцев.

Первые слова уже будут иметь смысл, но они пока окажутся односложными (дай, на) или будут состоять из повторяющихся звуков (мама, папа, ляля).

После годика малютка начинает понимать простые просьбы и указания старших (возьми, сядь, встань), однако ему еще приходится объяснять каждое новое слово или явление.

До двух лет у детей уже накапливается небольшой словарный запас. Фразы и словосочетания становится все легче понять, обрывки словарных конструкций превращаются в осмысленные фразы. Кстати, некоторые дошкольники очень сердятся, если взрослые не понимают их монологи, и из-за это могут намеренно молчать. Но когда мама или папа наконец-то поймет их просьбу или рассказ радости нет предела.

Как правило, к четырем годам речь малышей становится разнообразной, эмоционально насыщенной и богатой сложными предложениями. У них хорошо получается звук р, нет проблем с шипящими, все произносимые словосочетания легко даются самому говорящему и понятны слушающему.

Ребенок до сих пор не говорит – почему так бывает и что делать

Есть множество причин, почему дети начинают разговаривать поздно. Например, в 4 года лексикон мальчика или девочки может быть очень скудным, а в 3 и вовсе ограничиваться несколькими понятными фразами. Унывать из-за этого не стоит – все люди имеют индивидуальные темпы развития, однако в такой ситуации стоит показать ребенка врачу.

Причиной такой молчанки могут быть разные заболевания – например, аутизм или дислалия (дефекты произношения некоторых звуков, из-за которых ребенок может стесняться говорить вообще). Но чаще всего причина кроется в особенностях физиологии, воспитания и личных качествах.

  • Если научить говорить крошку очень трудно – может быть, причина в том, что окружающие люди не разговаривают или попросту много молчат. Конечно же, откуда взяться речевым навыкам, если младшему члену семьи не от кого им научиться?
  • Решение очень простое – больше времени проводите в активном общении с маленьким, чаще обращайтесь к нему с просьбами и предложениями: «Понюхай цветочек», «Давай поиграем», «Идем кушать». Помогите ему запомнить больше слов, просматривая вместе с ним развивающие мультфильмы, читая вслух книги, играя в игры, в которых нужно произносить и повторять названия предметов, действий, описывать картинки.
  • По сути, если ребенок долго не пытается говорить предложениями – часто в этом виноваты сами родители или другие люди, которые занимаются воспитанием чада. Кстати, доктор Комаровский рекомендует начинать активные беседы с трех месяцев беременности!
  • Причины, почему ребенок запаздывает в речевых навыках, могут быть физиологические и наследственные. В таком случае, кроме выше перечисленных советов, очень помогают карточки Домана. Этот метод позволяет натренировать память, развить образное мышление, превратить обучение в интересную и увлекательную игру.
  • Благодаря методике американского врача-физиотерапевта Глена Домана пора, когда ребенок должен начать говорить, наступит гораздо раньше.
  • Как научить ребенка говорить в 2 года, если он просто молчун? Такое бывает очень часто, ведь даже многие взрослые люди больше склонны копить в себе информацию, не любят делится мыслями и впечатлениями. Как помочь ребенку с таким характером, не повредив его формирующейся личности?
  • Прежде всего, насколько это возможно, нужно обеспечить ему максимум общения. Это могут быть не только взрослые, но и сверстники. Очень полезны прогулки во дворе, на детской площадке, развивающие и обучающие массовые мероприятия. Многое зависит от окружения и атмосферы – не давайте маленькому человеку замыкаться в себе, но и не пытайтесь насильно приучить его к слишком шумным компаниям, давайте возможность взять паузу и сделать передышку.
  • Еще одна причина, почему здоровый и активный малыш не начинает говорить – это комплексы, неврозы, разные психологические сложности. Когда ваш отпрыск становится старше – ему очень важна поддержка и одобрение.

Если же начинать ругать малыша, критиковать, обвинять, что произнесенная фраза вышла очень плохо – скорее всего, говорить впервые внятно и без боязни он начнет очень поздно. Страх порождает тихое произношение, череду коротких обрывистых предложений. В таком случае будущий школьник или студент через лет десять будет мучиться с другим вопросом – как научиться громко говорить?

Чтобы этого не произошло, старшие должны запомнить для себя правила:

  1. Разговариваем в семье спокойно, не критикуем, не обвиняем.
  2. Учим и воспитываем ребенка терпеливо, с любовью, с уважением к маленькой личности.

Чтобы дети научились говорить вовремя и стали полноценными личностями, очень важно уделять им достаточно внимания, играть и читать вместе, больше времени проводи в семейном кругу, в доброжелательной атмосфере. И все же, во сколько лет дети начинают активно практиковать вербальное общение? Однозначного правила не существует. Но, приложив усилия, можно достигнуть успехов гораздо раньше.

Источник: https://razvitieiq.ru/deti-ot-1-do-2-let/kogda-rebenok-nachinaet-govorit-pervyie-slova-i-frazyi.html

Первые слова ребенка какие должны быть

Первые слова ребенка

Первые слова ребенка — какие они? Кому посвящены? У всех ли детей одинаковы? Имеют они случайный набор букв и слогов или все же осмыслены? Какой родитель не интересовался этим вопросом?

Детская речь очень интересна. Первые слова ребенка начинаются с гуления, а затем, может быть, разовьется в ораторское искусство для детей.

Когда первые слова говорит ребенок: у одних малышей в 3 месяца, у других чаще всего — попозже. Затем переходит в забавный лепет.

Некоторые малыши уже в полгода зовут маму, папу и прочих родственников. И киса в доме узнает, что она киса. И куклы или детки другие становятся лялями (как ласково звучит).

Но все же не все малыши начинают говорить рано. И не стоит переживать.

Однако даже если генетика заложила в вашего кроху позднее начало для развития речи, это не значит, что с ним не нужно разговаривать и заниматься. Наоборот, это будет его стимулировать к скорейшему болботанию связной речью, а не хлопаньем себя по бокам и громкими выкриками непонятных вам слов ( а вот малыш наверняка уверен, что вы все понимаете, поэтому еще больше машет и еще громче кричит).

Когда ребенок начинает разговаривать

Когда первые слова говорит ребенок, то у всех по-разному. Прекращайте ориентироваться на подружек, соседок или родственниц.

Если вас начинают нервировать своими «Ой, а мы уже вовсю в этом возрасте говорили», ставьте на место таких людей. Каждый ребенок индивидуален. К тому же мальчишки позже начинают болботать по сравнению с девчонками. Оно-то и понятно.

Даже взрослые мужчины редко любят трепать языком. Они говорят мало, но по делу. Все «щебетания» они оставляют девочкам.

Поэтому первые слова девчонки произносят раньше, где-то начиная месяцев с 9 или 10.

 Кто-то скажет, что его кроха еще в полгода говорил. Но это не так. Это просто «пробы голоса», когда ребенок произносит слога.

Заметьте, что во многих языках мама и папа звучат похоже, имеют общее «ма» или «па». А все потому, что дети разных наций в возрасте около полугода стараются произносить такие простые слога.

И ведь малыш не говорит осознано вам «мама» или «папа». Скорее всего, это длительное «ма-ма-ма-ма».

Но со временем ребенок увеличивает свой запас слов. Появляются новые слова «на», «дай», «мяу», «си-си», «дядя» и прочие. И вот уже к первому году жизни (а для мальчишек на несколько месяцев позже) первые слова ребенка радуют его родителей.

К двум годикам запас слов увеличивается до 25, а некоторые очень разговорчивые крохи могут выдать и до 90 слов. Но не стоит это брать за норму.

Некоторые молчуны до 2 лет могут изредка звать маму или папу, просить дать пить или что-нибудь им дать. Но зато их прорвет так, что они за раз начнут выдавать целые фразы, отыгрываясь за все время молчания.

Главное, занимайтесь с ребенком. И он обязательно отреагирует. И тогда вам вспомнится концовка старого доброго фильма «Чародеи»: «Товарищи, он заговорил!».

Как разговорить ребенка

Начните сами много разговаривать. Озвучивайте каждое действие. Кто куда пошел, зачем, что делает киса, а что папа. Комментируйте свои движения: пойду, налью, накормлю, помою. Нужно помыть ребенка? Зовите его. Говорите: «Пойдем купаться». Зовите кушать, на улицу.

Книги. Читайте побольше. Лучше всего стихи, потешки. Яркие картинки помогут ребенку дольше усидеть на месте, пока вы читаете. Не выбирайте длинные произведения. Редкие дети отличаются хорошей усидчивостью. Пойте песни.

Обязательно развивайте мелкую моторику. Она поможет развиться речевому центру. Для этого подойдут игры, где ребенку нужно пальчиками перебирать какие-то мелкие детали. Однако внимательно следите за ребенком в момент таких занятий! Чтобы он не проглотил и не запихал себе в нос или ухо мелкий предмет. В продаже имеются специальные «лабиринты».

На железных изогнутых проволочках находятся разные цветные деревянные фигурки. И вот по этим проволочкам, как по путям, нужно с одного конца передвинуть деревянную фигурку в другой. Некоторые лабиринты имеют одну или две проволоки. Однако есть и более сложные варианты, где проволок 4 и более. И они переплетены. Ребенку нужно удержать пальчиками фигурку, двигать ее. Отличное упражнение.

Не забывайте про пальчиковые игры, краски. Массаж ручек и ножек. Да, именно ножек. Там также располагаются нервные окончания, которые стимулируют развитие речи. Дома пусть ребенок ходит босиком, если пол не холодный. Пусть его ножки массажируются естественным путем.

Есть специальные пальчиковые стихи. Там нужно на каждый стишок (строчку или действие стиха) делать разнообразные фигурки из пальцев. Отлично помогает развивать речь. Ребенку и весело, и новые слова изучает, и моторику развивает. Да и память тренируется. Ведь скоро он сам будет делать соответствующую фигурку, как только услышит знакомую строчку из стиха.

Сейчас полно развивающих мультиков.

Они помогают не только выкроить родителям несколько минут свободного времени, пока ребенок следит за героями на экране телевизора, но и ребенок запоминает слова, движения, цвета или фигурки.

Обучение в игре происходит. Так и должно быть. Однако не стоит надолго уж включать телевизор или компьютер. Все-таки детские глазки быстро устают. Еще зрение испортится.

Если у вас есть еще детки более старших возрастов, то ваш младшенький быстро научится говорить, глядя на своего брата или сестру. Почаще выводите гулять с другими и не будет нытья ребенка. Глядя на своих сверстников, он научится повторять за ними.

Источник: https://margoritka.ru/pervyie-slova-rebenka.html

Когда ребенок начинает говорить: нормы речевого развития

Первые слова ребенка

Любых родителей волнует вопрос: когда ребенок начинает говорить? Ведь овладение речью — это важнейшая задача, с которой предстоит справиться малышу. Сделать это не так уж просто: нужно научиться воспринимать отдельные слова, повторять их и соединять во фразы. Взрослые должны помогать крохе. Зато какое счастье услышать впервые «мама» или «папа»!

Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Прежде чем сравнивать своего ребенка с ровесниками, стоит вспомнить: все дети индивидуальны. Это значит, что сроки появления осмысленной речи могут отличаться.

Но все же важно следить за развитием малыша, чтобы не упустить какую-либо проблему. Большинство специалистов сходятся на том, что первые слова карапуз произносит в период с 10 до 12 месяцев, а словосочетания и предложения – в возрасте около двух.

С рождения и до момента полноценного овладения речью пройдет несколько этапов.

Гуление и лепет

В первые два месяца малыш все свои эмоции может выражать исключительно плачем, разве что с разными интонациями. Ближе к трем месяцам появляется первое словечко — «агу».

Гуление возникает благодаря случайным позициям, которые занимают губы, язык, гортань, то есть органы, входящие в ой аппарат. Оно происходит одинаковым образом у всех младенцев мира. Начиная с этого возраста с грудничком надо стараться побольше разговаривать.

Не надо думать, что он ничего не понимает. Главное, он будет привыкать к звучанию родной речи, а немного позже — копить пассивный словарь.

После полугода гуление переходит в лепет. Карапуз начинают выговаривать и повторять простые слоги — ма, ба, да и другие. В это время малыш, можно сказать, настраивается на особенности того языка, на котором разговаривают окружающие взрослые. А если до восьми месяцев нет признаков лепета, то это повод проверить слух младенца.

Приблизительно после восьми месяцев лепет начинает меняться. Он становится более продолжительным, эмоционально окрашенным, слоги повторяются по несколько раз.

Часто в этот период родители ошибочно радуются, считая, что малыш сказал первые слова. Но в большинстве случаев многократно повторенное «мама» или «папа» не несет никакого смысла.

Ребенок просто повторяет слоги за взрослыми и тренирует свой речевой аппарат.

Зато у него появляется заметное понимание некоторых слов. Например, если мама постоянно проговаривает названия предметов с карапузом, то он на очередной вопрос «где часы?» повернет голову в их направлении. Также он с удовольствием подражает взрослым в простых действиях — пробует пить из чашки — и очень радуется, когда его понимают.

Когда ребенок начинает говорить «мама» и «папа»

А вот после 10 месяцев многие дети начинают говорить уже осмысленные слова. Чаще всего они состоят из двух одинаковых слогов, например, «мама», «папа», «баба», или состоят из одного слога: «дай», «на».

Произношение их может быть несовершенно, но вполне узнаваемо. К тому же, говорит ребенок их не случайно, а в определенных ситуациях: слово «мама» может произноситься, когда она входит в комнату или выходит из нее.

Часто от врачей на вопрос, сколько слов должен говорить малыш к концу первого года жизни, можно услышать, что должно быть около 20 звукоподражательных слов. Это не только «мама» и «папа», но и конструкции типа «гав-гав», которое означает собаку, или «тик-так», заменяющее часы. Но если их меньше или даже нет, это еще не повод паниковать — скорее всего, карапуз вскоре догонит нормы.

В период после года ребенок быстро пополняет свой пассивный словарь. То есть, не имея еще возможности выговорить название предмета, он способен понять, о чем ведет речь взрослый. Кроха выполняет простые задания: дает мяч на просьбу старшего. У малыша появляется и часто используется указательный жест. Он сопровождается особыми требовательными интонациями.

Годовалый карапуз раз за разом показывает на какую-либо вещь, ожидая, что взрослый будет произносить ее название. Таким образом он осознает, что один и тот же предмет всегда называется одинаково, а вот у остальных другие названия. Он запоминает все больше новых слов, и это важнейший этап в развитии.

До появления активной речи при этом может пройти несколько месяцев.

Если у малютки нет неврологических заболеваний или проблем со слухом, то ответ на вопрос, когда ребенок начинает говорить, — 1,5 года. Чтобы это произошло, мама и папа должны выполнять простое условие: много разговаривать с малышом с первых месяцев жизни, обязательно правильно выговаривая слова.

Сюсюканье способно замедлить развитие речи и вызвать проблемы в будущем. При этом дети могут по-разному учиться говорить. Одни не спешат с фразами из двух и более слов, зато хорошо выговаривают даже сложные звуки. Другие рано начинают произносить предложения, но их речь способны понять только самые близкие люди. И то, и другое можно считать вариантом нормы.

Также стоит знать, что чаще всего мальчики начинают болтать позже девочек.

В 1,5 года в активном словаре малыша уже несколько десятков слов. Часто в этом возрасте он начинает задавать вопрос «что это?». К двум годам его речь заметно улучшается. Он лучше выговаривает звуки, его лексикон включает около 300 слов, используются наречия и глаголы.

На третьем году жизни появляются настоящие предложения, в которые входят вопросительные слова, предлоги, прилагательные. К концу этого года ребенок научится использовать местоимения и соединительные союзы.

Это завершающий этап формирования речи, но дальше предстоит ее совершенствование.

Во сколько дети начинают говорить первые слова

Можно сделать вывод, что ответ на вопрос, во сколько малыш заговорит, — около года. Именно в 12 месяцев появляются первые слова. Не надо их путать с лепетом, из которого они происходят. Грань между ними не всегда легко определить, но все же, если внимательно наблюдать за малышом, ее можно уловить.

Такие слова очень просты, они не содержат ударный слог. Обычно дети стараются обозначить наиболее важные и привычные вещи или действия. При этом пассивный словарь копится более активно. К году некоторые малыши могут сказать пару слов, например, «мама» или «папа», другие — 10-20, но это все вписывается в норму. Главный критерий: ребенок должен понимать обращенную к нему речь.

Совет

Чтобы малыш быстрее заговорил, родители не должны спешить выполнять его просьбу, если она сопровождается только жестами или мычанием. Нужно попросить его выразить свое желание словом.

Активная речь формируется скачкообразно. В год кроха усваивает лишь от 1 до 6 слов ежемесячно. Этот этап может длиться достаточно долго.

Затем происходит скачок в развитии, и количество новых слов, которые ребенок усваивает в неделю, увеличивается до 12. Через некоторое время происходит еще один скачок, и малыш за день запоминает около 12 слов.

На этой стадии пассивный и активный словари уравниваются, дальше они пополняются одновременно.

После полутора лет дети начинают все больше словечек выговаривать правильно, а не на своем языке. К 2 годам они могут соединять два и больше слов вместе. Если этого не происходит до двух с половиной лет, то рекомендуется обратиться к специалистам.

Почему может возникнуть задержка речевого развития

Родителям свойственно бросаться в крайности. Одни переживают, что ребенок в 1,5 года стихи еще не рассказывает. Другие, напротив, спокойно ожидают, когда карапуз заговорит сам, не задумываясь, в каком возрасте он должен был это сделать, хотя ему уже 4 года. Нужно придерживаться золотой середины.

Не следует требовать от ребенка слишком многого, надо помнить, сколько ему лет. В то же время нельзя игнорировать существующую проблему, ведь задержки в развитии лучше начинать исправлять в раннем возрасте. Хотя большинство логопедов занимаются с детьми от трех лет, проблема может требовать медицинского вмешательства.

Тогда чем младше ребенок, тем быстрее пройдет восстановление.

Речевые задержки встречаются не так уж и редко. Они могут быть вызваны самыми разными причинами.

  • Наследственностью. Вполне возможно, что кто-то из родителей начал поздно говорить, а малышу передалась эта особенность.
  • Проблемы, связанные со слухом или развитием речевого аппарата. Возможно, они недостаточно развиты, устанавливать это должны специалисты.
  • Неврологические нарушения, вызванные гипоксией в родах или некоторыми заболеваниями.
  • Короткая уздечка.
  • С крохой редко разговаривают.
  • Малыш — непоседа. Он спешит исследовать мир, его физическое развитие опережает речь.
  • Напряжение в семье. Дети чутко реагируют на настроение родителей, что сказывается на их развитии.
  • Ребенок растет в двуязычной семье. Часто так называемые дети-билингвы начинают говорить поздно, зато сразу на двух языках.

Так что, во сколько карапуз заговорит, в каком возрасте, зависит от самых разных причин, в том числе от его от его индивидуальных особенностей. Но некоторые признаки могут указывать на задержки речевого развития.

  • Годовалый малыш не произносит ни одного слова, даже звукоподражательного.
  • В 1,5 не откликается на свое имя, не знает название предметов — не реагирует, если его просят что-то назвать или принести.
  • В 2 года не повторяет слова за старшими, не может составить словосочетание хотя бы из двух слов.
  • К 2,5 годам не знает части тела и не различает цвета.
  • В 3 года не может составить предложение из нескольких слов, не понимает несложных рассказов.

По отдельности эти симптомы могут ничего не означать, но стоит обратить внимание на них и показать ребенка специалистам.

Как помочь малышу заговорить

То, когда ребенок начинает говорить, во многом зависит от родителей. Малышу обязательно нужно помогать.

  • Как можно больше разговаривать с ним, сколько угодно раз проговаривая свои действия. Слушая речь мамы и папы, он пополняет свой пассивный словарь, запоминает артикуляцию. Стоит сопровождать ежедневные занятия песенками и потешками, такой текст легко воспринимается.
  • Лучше использовать короткие фразы, сложные предложения кроха проигнорирует.
  • Рекомендуется подражать агуканью и лепету малыша. В этот момент он должен видеть лицо мамы, таким образом у него будет устанавливаться связь между звуками и их произношением.
  • Не нужно сюсюкать, речь должна быть внятной и правильной. Но можно, проговаривая предметы, использовать два названия: полное и звукоподражательное. Например — это собака, ав-ав. Тогда малыш сможет активно использовать слово, которое ему легче произнести. А со временем он перейдет к полной форме.
  • Полезно читать детям книги. Конечно, надо выбирать их по возрасту. Хороши потешки, короткие стишки с понятным смыслом. Годовалому карапузу, скорее всего, будет интересно рассматривать картинки. Немного позже нужно побуждать его называть предметы, изображенные на картинках. После полутора лет — стимулировать заканчивать строки в стихотворениях.
  • Очень важно достаточно внимания уделять мелкой моторике. Она напрямую связана с речью. Поэтому обязательно нужно заниматься с малышом: давать ему перебирать крупу, лепить с ним и рисовать, нанизывать бусины. Подойдут любые развлечения, в которых задействованы руки, полезно даже просто рвать бумагу. Не менее полезны пальчиковые игры и массаж ладоней.

Зная, в каком возрасте ребенок должен заговорить, мама и папа смогут не упустить ничего важного в развитии малыша. Если в год не так важно, сколько слов дети говорят, то в 3 уже должна быть настоящая речь. Если есть сомнения в том, что карапуз соответствует нормам, то стоит обратиться к специалистам.

Источник: http://TheRebenok.ru/razvitie/rechevoe/kogda-rebenok-nachinaet-govorit.html

Первые слова ребенка

Первые слова ребенка

Перед тем, как ребенок научится говорить на своем родном языке, он агукает и лепечет. Это язык новорожденного.

Но когда же Вы услышите первые слова ребенка? Когда ребенок начинает говорить? В течение первых трех лет жизни происходит становление речи ребенка, когда мозг малыша быстро развивается. Длительность этапов развития речи зависит от навыков агукать и от самого ребенка.

Когда ребенок начинает говорить

Лепетать и агукать новорожденный ребенок начинает вскоре после рождения. Малыш кричит, издает различные звуки, чтобы выразить свои желания и эмоции, голод, страх, раздражение и усталость. Родители со временем начинают понимать, что хочет сказать их ребенок.

Разные дети произносят свои первые осмысленные слова в разное время. Но если у ребенка отсутствуют следующие этапы развития речи, то родителям следует обратиться к педиатру:

  • Речь ребенка в 3 месяца. В возрасте 3 месяца новорожденный слушает Ваш голос, смотрит на Ваше лицо, когда Вы разговариваете, реагирует на другие звуки и музыку, которые он слышит. Многие новорожденные больше любят слушать звуки, которые они слышали еще в утробе, а также предпочитают женский голос мужскому. К концу третьего месяца жизни новорожденный ребенок начинает агукать, то есть издавать нежные, певучие, повторяющиеся звуки
  • Речь ребенка в 6 месяцев. В шесть месяцев лепет ребенка становится более разнообразным, он уже может сказать «ма-ма», или «па-па», или «ба-ба», или другие подобные звуки. К концу 6-7 месяцев откликаются на свое имя, узнают родной язык, могут изменять свой тон голоса. Дети в этом возрасте еще не вкладывают смысл в произносимые звуки, поэтому родители ошибаются, когда думают, что ребенок уже произнес «мама» или «папа»
  • Речь ребенка в 9 месяцев. В 9 месяцев ребенок уже понимает простые слова, такие как «нет» или «пока-пока». Дети начинают пользоваться согласными и оттенками тональности голоса
  • Речь ребенка в 1 год. Когда ребенку исполняется год, он уже способен произнести несколько простых слов, таких как «мама» или «папа», вкладывая в слова значение. Именно в это время ребенок начинает говорить свои первые слова. Многие дети в 1 год уже понимают и могут следовать простым инструкциям, таким как «Иди ко мне»
  • Речь ребенка в 1,5 года. В этом возрасте дети могут показывать на людей, предметы, части тела, когда их называешь, а также произносят 10 простых слов. Они могут повторять слова или последнее слово в предложении, которое Вы произносите, при этом обычно опуская начало или конец слова. Например, вместо «упал», говорят «па».
  • Речь ребенка в 2 года. В возрасте 2 года дети могут выстраивать цепочку из 2-4 слов. Дети начинают понимать, что одни слова могут означать предметы, а другие, как «моё» могут иметь абстрактное значение
  • Речь ребенка в 3 года. К трем годам жизни словарный запас малыша значительно расширяется. Ребенок уже понимает абстрактные слова, слова, означающие чувства, например, «грустный», слова, означающие пространственную ориентацию, такие как «в», «над»

Как помочь ребенку развить речь

Дети начинают понимать речь задолго до того, как сами начинают связанно говорить. Когда ребенок может говорить одно или два слово, то он уже способен понять 25 слов.

Вы можете помочь ребенку развить речь и быстрее начать говорить:

  • Наблюдайте и отвечайте. Малыш может давать Вам игрушку, говоря, что он хочет поиграть, тянуть к Вам руки, давая понять, что хочет, чтобы его взяли на руки, или отодвигать тарелку, говоря, что уже наелся. Поощряйте эти первые попытки говорить, отвечайте, улыбайтесь в ответ, устанавливайте зрительный контакт
  • Слушайте и повторяйте. Слушайте лепет ребенка и отвечайте ему такими же звуками. Новорожденные пытаются повторять звуки, которые они слышат, имитировать высоту и тон этих звуков
  • Улыбайтесь и поощряйте любые попытки ребенка «заговорить». Малышу необходима положительная реакция родителей для мотивации развития речи
  • Повторяйте за ребенком. Если ребенок говорит «бака», то скажите «собака», то есть повторяйте за ним простые слова, только в правильной форме. Когда родители разговаривают с малышом, это стимулирует развитие речи
  • Подсказывайте. Если, например, ребенок указывает на мяч, то скажите: «Это мяч. С мячом можно играть. Смотри, как мяч может прыгать. А еще мяч можно пинать»
  • Проговаривайте то, что Вы делаете. Говорите малышу о том, что Вы делаете, когда купаете, одеваете, кормите ребенка. Таким образом, ребенок начинает связывать предметы и действия с речью
  • Пытайтесь понять. Если Вы не поняли, что ребенок хочет сказать, то предложите ему несколько вариантов и спросите, то ли он имел ввиду. Ваше внимание в этом случае будет поощрять ребенка пытаться разговаривать
  • Позвольте лидировать. Во время игры следуйте за желаниями и действиями ребенка, чтобы показать ему, что общение взаимно, что можно говорить и слушать, вести и следовать
  • Играйте с ребенком. Играйте с малышом, поощряйте его своим вниманием, когда он пытается воображать, играть, притворяться
  • Читайте вслух. Чтение ребенку вслух прививает последующую любовь к чтению и развивает речь

Задержки речи

Если Вы думаете, что у ребенка какие-либо проблемы с речью или есть задержка речевого развития, то обратитесь к врачу. Если проблема с речью ребенка диагностирована рано, то у Вас будет больше времени для коррекции проблемы в дошкольный период. После консультации с педиатром, Вы также можете сделать следующее:

  • Проверьте слух. Примерно у 0,3% новорожденных наблюдаются проблемы со слухом. Проверку слуха проводят в роддоме сразу после рождения. Вы можете повторно проверить слух, поскольку это может служить причиной задержки речевого развития
  • Посетите логопеда. Логопед может диагностировать и назначить лечение при определенных расстройствах речи, голоса, которые могут быть причинами задержки речевого развития.
  • Пройдите проверку развития ребенка. Задержки и проблемы развития, такие как аутизм, задержки умственного развития, синдром дефицита внимания и гиперактивности, встречаются почти у 17% детей. Спросите у педиатра о возможности прохождения такой проверки, поскольку проблемы общего развития могут служить причиной задержки речевого развития

Источники:

WebMD Medical Reference,  Speech milestones for a baby.National Institute on Deafness and Other Communication Disorders: «Speech and Language Developmental Milestones.»National Center for Infants, Toddlers, and Families, Zerotothree.org: «Helping Your Child Learn To Talk» and «Communication Skills.»National Center on Birth Defects and Developmental Disabilities: «Developmental Milestones.»

Hawaii Department of Health: «Good Hearing Helps a Baby Learn To Talk.»

© 2015 Доктор Джон. Все права защищены.

Источник: http://www.doctorjohn.ru/872/ehtapy-razvitiya-rechi-pervye-slova-rebenka/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.