Школа закончилась, что делать с ребенком летом?

Содержание

Как помочь ребенку втянуться в учебу после летних каникул

Школа закончилась, что делать с ребенком летом?

После беззаботных летних каникул любому ребенку тяжело втягиваться в учебу. С первых дней нового учебного года со многими школьниками начинает твориться что-то непонятное: они становятся раздражительными, плаксивыми, жалуются на плохое самочувствие и умоляют маму разрешить им посидеть денек дома.

В детской медицине первая половина сентября считается периодом адаптации школьников к нагрузкам. Им приходится полностью перестроить режим жизни: рано вставать, выполнять требования учителей, делать домашнюю работу, а возможно — и посещать дополнительные занятия и кружки.

Поэтому я решил собрать советы детских психологов, которые я надеюсь помогут вам.

Психологи выявили, что труднее всего проходит адаптация у учеников первых и пятых классов. У первоклассников она может длиться до трех месяцев, у пятиклассников — около месяца. Ученики остальных классов обычно втягиваются в учебу за две-три недели. В это время у школьников младших классов могут начаться проблемы со здоровьем, дети старше 12 лет чаще испытывают психологические трудности.

Как защитить ребенка от стресса в первые дни учебы

1. Мамы и папы должны знать, что адаптационный период существует (вспомните, как вы сами втягиваетесь в работу после отпуска), и не относиться к жалобам своего чада как к капризам.

2. Если ребенок за время каникул перешел на почти ночной образ жизни, минимум за неделю до школы начните вводить нормальный график сна и бодрствования. Если этого не сделать, ребенка ждут серьезные нервные расстройства.

3. В первые недели учебы постарайтесь построить режим дня ребенка так, чтобы он высыпался. Не затягивайте с уроками допоздна, не позволяйте ему перед сном любые будоражащие занятия: просмотр фильмов, компьютерные игры и другое. Медицинский факт: дети, имеющие здоровый полноценный сон, меньше подвержены стрессу, меньше конфликтуют с другими учениками и лучше учатся.

4. От позиции, которую займут родители, во многом зависит не только желание учиться, но и успехи ребенка. В первые трудные дни не спрашивайте с ученика слишком строго. Пусть вашим вопросом (хотя бы на сентябрь) станет «Что интересного сегодня было в школе?», а не «Что ты сегодня получил (а)?»

5. Важно научить школьника гордиться своими успехами, даже самыми малыми, в будущем это приведет к бОльшим достижениям.

В дни адаптации ни в коем случае не ругайте сына или дочь за плохие отметки, лучше попытайтесь обратить процесс обучения в игру. Например, попросите объяснить, как решить задачку, и скажите, что в вашей школьной программе такой не было.

Детям очень нравится делиться знаниями со взрослыми, и ребенок быстро сделает задание, чтобы рассказать вам, в чем была его суть.

6. Чаще разговаривайте с ребенком о том, что его тревожит, не отмахивайтесь от его проблем, а пытайтесь вместе найти решения.

7. Бывает так, что у школьника возникают конфликты с педагогом. Если он поступает несправедливо по отношению к ученику, для того это огромный стресс. Родителям нужно разобраться в ситуации.

Если это происходит довольно редко, объясните сыну или дочери, что вы на их стороне, но воздерживайтесь от нелицеприятных комментариев в адрес учителя. Если же ребенок каждое утро пытается придумать причину, чтобы не пойти на занятия, нужно срочно принимать меры.

Обсудите причины конфликта с педагогом, если чувствуете, что у него предвзятое отношение, переведите своего отпрыска в другую школу.

Что делать, если ребенок не хочет ходить в кружки

Большинство родителей стремятся дать своему чаду самое разностороннее воспитание и записывают его сразу в несколько кружков или секций. Но в один прекрасный момент ребенок начинает отказываться посещать эти занятия, и никакие ваши уговоры не помогают. Почему это может произойти и что предпринять?

• Высокая нагрузка

Если ребенок устает из-за сильной нагрузки, единственное, что вы можете сделать, — правильно расставить приоритеты. Для сына или дочери первоочередная задача — получить знания в школе. Отложите на время дополнительные занятия, возможно, через какое-то время ребенок сам захочет вернуться в секцию/кружок.

Если нагрузка высока непосредственно в секции, вы должны реально посмотреть на ситуацию: скорее всего, ваш отпрыск не собирается профессионально заниматься спортом. Если данный вид ему нравится, стоит просто найти группу, в которой нагрузки будут ниже.

• Утомительная дорога

Если ребенка утомляет дорога (а такое случается довольно часто), скорее всего, рано или поздно он бросит занятия. Если ему нравится то, чем он занимается, есть смысл поискать подобный кружок рядом с домом. Пусть даже его не будут вести суперквалифицированные педагоги.

• Отсутствие друзей

Если ребенок не хочет посещать кружки из-за того, что у него там нет друзей или не установился контакт с преподавателем, вам придется сделать две вещи. Для начала поговорить с преподавателем, выяснить суть и причины недопонимания. Если вы чувствуете, что этот человек не хочет искать общий язык с вашим ребенком, лучше сменить кружок, толку от него не будет.

Ну, а чтобы в кружке появились друзья, попробуйте поговорить с другими мамами и организуйте мероприятия по сближению детей: совместные прогулки в парке, чаепития, походы в кафе и др.

• Отставание от группы

Если проблема в отставании, которое могло возникнуть из-за болезни или пропусков по другим причинам, объясните, что это не такая большая проблема и разрыв очень быстро сократится, было бы желание наверстать.

• Неудачное расписание

Два дополнительных занятия могут оказаться в один день, но в разных концах города. Или же в этот день в школе много уроков и ребенок не успевает пообедать, переодеться и др. Попробуйте подобрать для сына или дочери более удобное расписание занятий, чтобы он мог безболезненно совмещать учебу в школе и посещение секции.

• Ребенку не интересно

Ваше чадо может начать уклоняться от занятий в кружках, если ему на них скучно и не интересно. В таком случае есть смысл на некоторое время оставить секцию.

Если желание продолжить в ней обучение у ребенка по прошествии небольшого периода так и не возникнет, не заставляйте ребенка насильно делать то, что не вызывает у него восторга.

Оставьте эти занятия и вместе поищите то, к чему у вашего чада будет лежать душа.

И главное, помните: вы любите сына или дочь не за хорошие отметки в дневнике и посещение различных кружков и секций, а просто потому, что они у вас есть!

Если статья показалась полезной, не забудьте поделиться с вашими друзьями!

Источник: http://pruslin.ru/kak-pomoch-rebenku-vtyanutsya-v-uchebu-posle-letnix-kanikul/

10 способов испортить ребенку лето

Школа закончилась, что делать с ребенком летом?

Как бы вы отнеслись в начале отпуска к предложению начальника пройти курсы повышения квалификации? Отпуск же – времени свободного куча!

Так почему отдых ребенка начинается с этой фразы, оброненной пусть даже и в шутку? Только что закончилась школа с повседневными обязанностями, требования отступили, отпраздновали окончание, впереди лето. И тут самый близкий человек выступает не как спутник отдыха, а как его похититель. Кроме того, радость омрачается неизвестностью – за что же именно возьмутся, что же опять плохо?

Если вы и в самом деле намерены летом подкорректировать что-то в образе жизни ребенка – конкретизируйте это. «За лето надо будет прочитать пять книг и повторить таблицу умножения», или «Мы с тобой постараемся не есть на ночь сладкого и ужинать овощами».

Если же вы этого не планируете, а наслушались рекомендаций учителя и уязвлены единственной четверкой в году – лучше пока просто помолчите, через пару недель все нормализуется.

detki.guru

2. Режим дня на холодильнике

Распорядок дня, который придумали за ребенка, очень его тяготит. Но сам же он не составит себе режим! Спорим, и вы себе на лето каждый день не распланировали. Если вдруг есть реальная необходимость в особом режиме сна, питания или занятий – не надо вводить все сразу. Начните с одного наиболее важного – например, каждый день обедать в одно время.

Часто выясняется, что родители и сами не могут соответствовать такому графику – нечестно требовать этого от ребенка.

Вывешивать режим на обозрение тем более не следует, большинство графиков провальны по различным причинам – как правило, они просто всем неудобны.

Так у ребенка вскоре возникнет убежденность: то, что написано, выполнять не обязательно, и у родителей нет способов на этом настоять.

Здоровым детям не требуется летом расписание – откажитесь от него вовсе, особенно, если сами вы любите засидеться за полночь за шашлычками, а ваше любимое летнее чтение – сканворды.

3. Пробежка каждый день – и никакой кока-колы

Лето – неудачное время вводить жесткие спортивные тренировки и строгую диету, если только это не постоянный образ жизни семьи.

Как вы разумно это ни выглядело, стоит отказаться от идеи провести лето с ежедневными пробежками в любую погоду и без мороженого.

Конечно, все располагает к активности, много фруктов и ягод – и нужно немного привести в порядок питание, вдоволь набегаться и накупаться.

Но это должно происходить максимально естественно: совершать пешие прогулки, завести велосипед, ролики и самокат, не лениться ходить к водоему – часто ребенок полдня вынужден ныть, чтобы его, наконец, сводили искупаться. Без личного примера едва ли удастся приучить ребенка к ежедневной зарядке. А мороженое летом – вообще святое дело.

mamo4ki.su

4. Догоним и перегоним школьную программу

«Как бы он все не забыл», – тревожно думаем мы – и в конце мая тратим пару-тройку тысяч рублей на пособия типа «100 задач на лето», разрабатываем свою «программу занятий», заводим чистые тетрадки – как перед 1 сентября.

В лучшем случае пособия остаются нетронутыми или со следами нескольких поверхностных упражнений. В худшем – все лето ребенка из-под палки загоняют «заниматься», причем неизменно в то время, когда он как раз хотел заняться чем-то другим. Эффект от таких занятий невелик, зато велико обоюдное недовольство детей и родителей.

Если есть необходимость что-то повторить летом – во-первых, поставьте конкретную и выполнимую задачу, ведь все охватить невозможно. Во-вторых, спрашивайте ребенка: «Когда тебе удобно будет сегодня позаниматься?». Используйте учебные фильмы и передачи – самое время ненавязчиво подгружать популярными знаниями отдохнувший мозг, ведь в учебном году на это часто просто нет времени.

5. Ты видел список по чтению на лето?

А вы – видели? Это и в самом деле реально прочитать за три месяца отдыха? Как правило, список рекомендован, значит, нужно выбрать из него посильный объем. Три книги, пять, или больше – но не нужно все лето трясти у ребенка перед носом списком из 50-100 наименований. Такой объем даже не пугает, а вызывает равнодушие: «Все равно невозможно столько прочитать – ну и не буду вообще».

Выбирать должен ребенок, хороший план – научить искать в интернете аннотации к книгам и выбирать по ним. Не стоит стесняться отступать от плановой литературы – лучше он будет читать то, что нравится, чем не читать вообще. 

gtrk.tv

6. Никаких дурацких развлечений!

Почему-то именно летом некоторых родителей начинает заботить проблема: как отучить ребенка от игр на планшете, попсовых мультфильмов, дурацких сериалов, лежания на диване – и заменить все это полезным времяпрепровождением.

Навязанное, как правило, не кажется ребенку привлекательным – в результате вроде бы хорошее начинание превращается в понукания.

Фраза «Лучше бы ты вместо этого книжку почитал» категорически не работает, зато отлично работает чувство протеста.

Вывод: если и предлагать чем-то заняться, то безотносительно того, что, по-вашему, «хуже». А время, свободное от гаджетов, полезно соблюдать всей семьей.

7. Наконец-то приучишься помогать по дому

Лето – хорошее время потрудиться и начать исполнять домашние обязанности, думают некоторые родители. Они абсолютно правы – когда-то нужно приучать к этому детей, а летом есть время, и душа не болит, что, восстав от учения, наш истощенный отрок отправится мыть посуду.

Неправильно начинать это с претензий: «Весь год ты ничего не делал по дому, можно хотя бы летом помочь?!». Лучше выбрать несколько дел, за которые хотелось бы передать ответственность ребенку, и спрашивать для начала только за них.

Это не значит, что если ребенок заправляет свою постель, его уже и попросить ни о чем нельзя. Но нужно условно разделять обязанность и другую помощь по вашей просьбе. На выполнении обязанности можно настоять. На просьбу можно получить отказ, особенно, если основные обязанности выполнены.

Четкость требований в целом облегчает задачу и не создает у ребенка ощущения, что он везде всем за все должен, а у вас – что он, как всегда, ничего не делает.

vimka.ru

8. Ты отлично присмотришь за младшим братом

Хороший и полезный опыт, но не обязанность старшего ребенка – следить за младшими братьями и сестрами. Особенно, если разница в возрасте или уже сложившиеся отношения между ними не позволяют общаться с удовольствием.

Тот самый случай, когда поручение должно иметь тон просьбы и сопровождаться поощрением. За ту же самую работу – присмотреть за детьми и просто поиграть с ними несколько часов – вы бы заплатили няне внушительную сумму.

Не обязательно давать ребенку это явно понять, но благодарить и символически «оплачивать» труд нужно. Например, расширять кредит доверия: разрешать самостоятельно или дольше гулять, покупать себе отдельные вещи, иметь свое пространство и время для отдыха, иногда ограждать от навязчивого внимания младших. Конечно, поручение должно как-то учитывать и личные планы ребенка. 

thefrick.com

9. Я выбрала для тебя лучший лагерь!

О лагерном лете мечтают многие дети, но, если одноклассник в восторге от километров под рюкзаком и ночных песен у костра, это еще не значит, что такой лагерь идеально подойдет вашей мечтательной принцессе (хотя, чаще всего, походный опыт хорошо сказывается на большинстве детей). Кроме того, не все дети любят массовое скопление сверстников, как бы мы ни стремились их социализировать, научить общаться и вести себя в коллективе.

Помимо тематики лагеря важно и то, что вхождение в эту своеобразную культуру начинается с детства. В старших отрядах лагеря обычно есть сплоченная группа детей, которые ездят из года в год именно в этот лагерь и не без оснований считают себя там хозяевами. Вписаться в такое сообщество новичку-подростку довольно трудно.

Лето в лагере может оказаться сложным опытом, поэтому нужно многое оценить, и, в первую очередь – желание самого ребенка. 

dnpr.com.ua

10. У нас есть время – надо не потратить его зря

В любом долгосрочном деле есть две крайности – недостаток планирования и избыток планирования. Конечно, не стоит пускать каникулы на самотек – у современных родителей это и не получается. Однако стремление «взять от лета все» и «провести каникулы как можно лучше» может привести к сильным разочарованиям – как вашим, так и ребенка.

Во-первых, у вас с ребенком могут быть разные представления об идеальном отдыхе. Все пожелания может и не получится удовлетворить, но лучше на берегу выяснить, что очень желательно, а что неприемлемо в плане отдыха.

Во-вторых, срыв тщательно проработанного плана гораздо сложнее принять, чем отдых, не сложившийся по банальному раздолбайству. В результате обесцениваются и другие возможности для отдыха, и все последующие варианты исправить положение кажутся неподходящими.

Так что, планируя отдых, оставляйте место для обычных прогулок, общения, простых семейных радостей. Вполне возможно, что один день на диване перед телевизором с мороженым всей семьей останется самым теплым и содержательным воспоминанием о прошедшем отдыхе.

Источник: https://www.pravmir.ru/10-sposobov-isportit-rebenku-leto/

Жизнь после каникул: как настроиться на учебу, Школьная жизнь

Школа закончилась, что делать с ребенком летом?

Некоторые родители беспокоятся: их школьник за время летних каникул ни разу не вспомнил о летнем задании, и не разделяет приподнятого настроения родителей, связанного с подготовкой к первому сентября. Максимум, что интересует ребенка – встреча с одноклассниками на празднике Первого звонка и обмен впечатлениями об ушедшем лете. Извечный вопрос по Чернышевскому – что делать?

Стремительно заканчивается лето. На улицах городов по августовской традиции открываются школьные ярмарки, напоминающие о том, что скоро детвора вновь сядет за парты. Родители начинают заготавливать одежду и новенькие, пахнущие типографской краской, канцтовары, портфели – скоро в школу. Все сказанное – приятная часть суеты, связанная с подготовкой ко Дню Знаний.

Но у каждой медали есть обратная сторона, и хлопоты, которые можно уверенно считать праздничными, у некоторых родителей сопровождаются беспокойством: их школьник за время летних каникул ни разу не вспомнил о летнем задании, и не разделяет приподнятого настроения родителей, связанного с подготовкой к первому сентября. Максимум, что интересует ребенка – встреча с одноклассниками на празднике Первого звонка и обмен впечатлениями об ушедшем лете.

Извечный вопрос по Чернышевскому – что делать?

Как вернуть ребенка из состояния летнего релакса и настроить на рабочую волну?

Можно ограничиться одним простым советом: успокойтесь. Но вряд ли это поможет успокоиться родителям, которые ждут от своего чада новых побед в олимпиадах, гордятся оценками сына или дочери больше, чем спортсмен олимпийской медалью. Попробуем сформулировать короткое практическое руководство:

Прекратите паниковать, уважаемые товарищи взрослые! Ситуация – абсолютно типичная, повторяющаяся из года в год, с тех пор, как появилась первая школа и первые ученики. Вы точно также вели себя, примерно, лет десять тому назад, но забыли об этом. Вспомните себя, чего хотелось в детстве в такие моменты? Такая параллель поможет, хотя бы, понять состояние ребенка.

Не можете вспомнить картины из собственного детства? Подумайте о том, как не хочется после отпуска возвращаться на работу. Жизнь по будильнику, по расписанию, после длительного отдыха, не нравится ни детям, ни взрослым.

Это – объединяющий фактор для детей и родителей. Напряженный трудовой или учебный год вызывает естественную реакцию торможения.

Разница состоит только в том, что взрослые уже понимают, что такое ответственность, а в ребенке это качество только предстоит воспитать.

Самое главное, ни в коем случае не показывайте детям свою обеспокоенность его легкомысленным отношением к учебе. Тревога родителей у младших школьников может вызвать совершенно нежелательную трансформацию: “Мама с папой боятся школы – там есть что-то неприятное и пугающее – я тоже не хочу в школу”.

Не пугайте малыша. Сходите на школьную ярмарку вместе, а по пути расскажите, как это все было в вашем детстве. Говорите все, не стесняйтесь, постарайтесь быть очень искренними. Дома возьмите новенькие тетрадки и устройте соревнование по каллиграфии – от соревнования не откажется ни один ребенок.

Старшеклассники (подростки), заметив “слабость” родителей могут проявить “бунтарский дух”, который заключается в философии: “Не потому что, а – вопреки и назло, даже себе”. Главное кредо подросткового бунтарства – желание обратить на себя внимание, настоять на своем и похвастаться этим перед сверстниками. Не забывайте об этом, не теряйте самообладания и не поддавайтесь на провокации.

Решение проблемы – искренность, неподдельный интерес к увлечениям ребенка, паритет во взаимоотношениях: ни в коем случае не используйте авторитарные методы и не “продавливайте” свои требования.

Договаривайтесь: играем в футбол – потом идем вместе(!) заниматься. Но помните, что договор ни в коем случае не означает материальный подкуп – ребенок должен знать, что учится он только для себя.

“Признайтесь” что, если бы в школе хорошо изучали геометрию, то сейчас могли бы иметь зарплату в два раза больше, что и сейчас не поздно заняться ее изучением, но некому помочь и объяснить, нет времени или лишних денег на частные уроки.

Попросите помощи – родители всегда знают, какой предмет нужно “подтянуть” ребенку. Корректируйте пример по ситуации.

Второй вариант: “Я консервирую огурцы. Ты не помнишь, как посчитать процентное содержание уксуса? Помоги посчитать, я не могу отойти от плиты, а мне нужно срочно это узнать”.

В быту всегда можно найти ситуации, когда необходимо применить школьные знания, или восполнить пробелы применительно к ситуации: удалить жирное пятно, почистить утюг, починить розетку – все эти задачи из школьного курса физики, химии, математики или биологии.

Это способ поможет косвенно заняться повторением пройденного материала, привить ребенку трудовые навыки. Но нужно обязательно подчеркивать, что нуждаетесь в помощи ребенка, как равного члена семьи.

Воспитывайте детей личным примером. Никогда не забывайте, что они рядом и “копируют” своих родителей. Дети считают себя взрослыми и хотят, чтобы к ним относились, как к равным. Если родители смотрят телевизор, а ребенка заставляют читать книгу – положительного результата не будет.

Школьная программа построена таким образом, что всегда обнаруживается межпредметная связь. Сходите с ребенком на выставку, в планетарий, обсудите места, где он почерпнет новую информацию и у него возникнут вопросы. Обсудите увиденное, заметив вскользь, что больше информации на эту тему можно найти в учебнике.

Летом не нужно усаживать детей за парты, заставлять выполнять домашнее задание.

Даже без школьных учебников можно развивать у ребенка интерес к знаниям, стараться постоянно создавать ситуации, когда у школьника возникнет желание найти ответ на вопрос, а взрослому останется только подсказать, где можно найти интересующую информацию.

Не страшно, если ребенок будет изучать материал “не по теме”, главное, что он будет учиться, будет узнавать то, что ему интересно, а это рано или поздно пригодится.

Каждый родитель знает своего ребенка, и сможет найти, при желании, для него интересные объекты для самостоятельного изучения. Импровизируйте, моделируйте ситуации, чтобы постоянно поддерживать интерес к знаниям.

Несколько слов о биоритмах

Биоритмы – категория физическая, и напрямую не имеет отношения к педагогике, но этот фактор необходимо учитывать. Если ребенок все лето находился в состоянии “свободного полета” – просыпался и ложился спать, когда хотел, то начать организацию “рабочего” режима дня нужно не позднее двух недель до начала занятий, чтобы организм успел привыкнуть к учебному графику.

Первого сентября, когда вновь начнутся ежедневные умственные нагрузки, на фоне хронического недосыпания, весь летний отдых окажется неэффективным, что может привести к снижению внимания на уроках, быстрой утомляемости. Позаботьтесь и о восстановлении режима дня. Хотя, конечно, лучше его никогда не нарушать без уважительных причин.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Материал полезен?

Источник: https://fulledu.ru/articles/1250_zhizn-posle-kanikul-kak-nastroitsya-na-uchebu.html

Как помочь ребенку восстановиться после каникул

Школа закончилась, что делать с ребенком летом?

  • Рекомендации специалистов
  • 3-7 лет
  • 7-12 лет
  • подросток
  • каникулы

Изменение привычного распорядка дня и длительное умственное расслабление могут создать для ребенка серьезные трудности после каникул.

Дети не только забывают пройденный учебный материал. Им нужно снова возвращаться в привычный режим жизни. И если взрослые могут себя заставить, то детям без помощи не обойтись.

Мы разберем, как родители и дети смогут безболезненно вернуться к рабочему режиму после отпуска.

Помочь ребенку адаптироваться после окончания школьных каникул можно, используя на практике рекомендации специалистов. В помощи нуждаются не только дети младшего возраста, но и старшеклассники. Подготовку к возвращению в школу лучше начать еще на каникулах, тогда процесс адаптации пройдет быстрее и легче.

1. Восстановить режим дня

В период продолжительных каникул у детей могут возникнуть нарушения сна. Дети, даже дошкольного возраста, в дни отдыха позже укладываются спать и позже встают.

Что можно сделать, чтобы привести в порядок режим дня?

  • За несколько дней до окончания каникул нужно попытаться сместить ночное время сна. Для этого ребенка необходимо начать укладывать в кровать немного раньше, каждый день сокращая время бодрствования на десять минут. Действовать стоит спокойно, не заставляя ребенка, а договариваясь с ним, обсуждая планы на завтра. Утром старайтесь будить школьника пораньше, постепенно приближая время подъема к школьному.
  • Обязательно нужно ограничить время просмотра телевизора и компьютерных игр. Особенно важно следить, чтобы дети прекращали подвижные игры не позднее, чем за два часа до сна. Вечером лучше почитать книги, устроить семейное чаепитие или поиграть в спокойные игры. Это позволит детям успокоиться и быстрее уснуть.
  • Хорошо, если в семье существуют вечерние ритуалы, например, чтение сказок на ночь или небольшая прогулка. Психологи рекомендуют ежедневно соблюдать одинаковый порядок действий перед сном, тогда организм ребенка будет заранее настраиваться на отдых.
  • Если малыш только пойдет в первый класс, постарайтесь психологически подготовить его – поиграть в школу, рассказать о занятиях, показать тематические фильмы. Тогда ребенок получит представление о том, что его ждет, и первый поход в школу будет не таким пугающим.

2. Развивать двигательную активность ребенка

Ребенку обязательно нужен активный отдых – прогулки на свежем воздухе, катание на лыжах, коньках, санках, летом – на велосипеде, роликовых коньках или самокате, подвижные игры на улице.

Часто в период каникул, особенно когда они сопровождаются праздниками, ребенок большую часть времени проводит дома, что плохо сказывается на его эмоциональном и физическом состоянии. Поддержание физической активности не только приносит пользу здоровью, но и помогает быстрее вернуться к рабочему ритму.

Поэтому чем ближе окончание каникул, тем больше времени стоит уделять двигательной активности. Очень хорошо начинать день с утренней зарядки.

3. Обеспечить ребенку правильное питание

Ребенку необходимо полноценно питаться в любое время года, в том числе и на каникулах. Конечно, в праздничные дни можно позволить небольшие отступления от режима. Но в каникулы нужно организовать детям три полноценных приема пищи, желательно, чтобы они были в тоже время, что и в рабочие дни.

4. Выполнить школьные задания

На длительные каникулы школьникам дают список заданий, которые ребенку следует выполнять, чтобы не потерять полученные знания. Их обязательно нужно делать, но не сразу, а распределив по частям на каждый день отдыха.

Так ребенок не переутомится, сможет отдохнуть, но в тоже время не утратит привычку к ежедневным занятиям.

Не стоит заставлять ребенка заниматься, важна система мотивации, которая будет вызывать желание успешно справиться с заданием.

1. Поддерживайте морально

Мало кто из детей рвется в школу после каникул, поэтому нужно поддерживать и чаще хвалить ребенка. Но похвала должна быть не просто так, а за дело – сам встал вовремя, приготовил одежду, сделал уроки и т.д.

Нужно стараться меньше ругать ребенка, больше разговаривать о школе в положительном ключе, интересоваться школьными делами и проблемами.

Чувствуя внимание и заботу со стороны родителей, школьник быстрее привыкнет к перемене режима и будет оптимистичнее воспринимать школьные заботы.

2. Не допускайте переутомления

Иногда ребенок, начав усиленно заниматься, переутомляется – становится вялым, сонным, апатичным. В этом случае нужно обеспечить ему полноценный отдых: разрешать спать днем и укладывать раньше вечером, позволять больше гулять на свежем воздухе. Но стоит ограничивать длительные спортивные занятия, походы в гости или оживленные места.

Нет необходимости сразу требовать от ребенка посещать все кружки и секции, в которые он ходил до каникул. Лучше возвращаться в рабочий ритм постепенно, с каждой неделей увеличивая умственные и физические нагрузки.

На полное восстановление работоспособности ребенку требуется около месяца, поэтому в этот период не нужно предъявлять ему излишние требования.

Грамотное поведение родителей поможет ребенку пройти адаптацию после каникул с минимальными потерями. Самое главное – быть последовательными в своих действиях, а также стараться понять и поддержать ребенка в сложное для него время.

Хорошо ли ребенку в школе

Часто родители не знают, что происходит с ребенком, пока он в школе, нравится ли ему в классе. Пройдя этот тест, вы узнаете какие отношения у вашего ребенка с одноклассниками и нравится ли ему школьная жизнь.

Пройти тест

Источник: http://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/kak-pomoch-rebenku-vosstanovitsya-posle-kanikul/

Как подготовить ребенка к школе после каникул – распорядок дня и важные правила

Школа закончилась, что делать с ребенком летом?

Как подготовить ребенка к школе после каникул – распорядок дня и важные правила

В течение 3-х долгих летних месяцев дети, независимо от того, с кем и где находятся, привыкают к свободному режиму сна и отдыха, когда можно ложиться спать за полночь, отдыхать с самого утра и питаться нормальной пищей исключительно в перерывах между играми. Естественно, начало учебного года становится для детей культурным и физическим шоком: быстро перестроиться не получается ни у кого. Как результат – недосып, головные боли, нежелание ходить в школу и проч.

Чтобы избежать таких перегрузок, готовиться к учебному году следует начинать задолго до 1 сентября. Особенно, если ребенок идет в школу впервые.

статьи:

Как ребенка подготовить к школе морально – настраиваемся на новый учебный год вместе!

Нужно или не нужно готовить чадо к школе? Вопреки мнению некоторых беспечных родителей, однозначно нужно! Если, конечно, вам важно физическое и моральное здоровье ребенка.

Своевременная подготовка позволит избежать тех популярных проблем, которые преследуют весь сентябрь детишек, сразу шагнувших в школу из вольного безрежимного лета.

Начинать такую подготовку рекомендуется хотя бы за 2 (а лучше за три) недельки до школьной линейки.

  • Устраняем помехи. Не все дети рвутся в школу. Бывает, что для ребенка – это повод вспомнить о проблемах, с которыми он снова столкнется в учебном году (неуверенность в себе, неподтянутая математика, первая безответная любовь и проч.). Все эти вопросы следует решать заранее, чтобы у ребенка не было страхов перед школой.
  • Вешаем веселый календарик с обратным отсчетом – «до 1 сентября – 14 дней». Пусть на каждом листке, который ребенок будет отрывать и складывать в папочку, он пишет о своих достижениях за день – «прочитал рассказ к школе», «начал вставать на час раньше», «сделал зарядку» и проч. Подобный календарик будет незаметно помогать вам настраивать чадо на школьный режим.
  • Создаем настроение. Вспомните, что именно ваш ребенок любит в школе более всего и делайте упор именно на это. Готовьте его к новым достижениям, общению с друзьями, получению новых интересных знаний.
  • Создаем расписание. Летние привычки пора менять. Вместе с ребенком продумайте – какое время оставить на отдых, а какое – на повторение пройденных за прошлый год материалов или на подготовку к новым, какое – на сон, какое – на прогулку и игры, какое – на зарядку (к физической нагрузке тоже нужно готовиться!). Рука наверняка забыла, как писать красивым почерком, а из таблицы умножения в памяти пропали некоторые столбики. Самое время подтянуть все «слабые места».
  • Пустое времяпрепровождение (бесполезные игры на компьютере и дурачества на детской площадке) заменяем полезными семейными прогулками – экскурсиями, походами, посещением зоопарков, театров и проч. После каждой прогулки обязательно делайте вместе с ребенком красивую презентацию (на бумаге или в программе) о проведенном вместе замечательном дне. Выдайте ребенку фотоаппарат – пусть снимает лучшие моменты вашего семейного культурного отдыха.
  • Покупаем школьную форму, обувь и канцелярские принадлежности. Все дети, без исключения, обожают эти моменты подготовки к школе: наконец, появляется новый ранец, новый красивый пенал, забавные ручки и карандаши, модные линейки. Девчонки с удовольствием примеряют новые сарафаны и блузочки, мальчишки – солидные пиджачки и ботиночки. Не отказывайте детям в удовольствии – пусть выбирают себе портфели и канцелярские принадлежности сами. Если к форме в большинстве российских школ отношение весьма строгое, то уж ручки и тетрадки можно выбирать, исходя из собственных пожеланий.
  • Особое внимание к детям, если они идут в 1-й класс или в 5-й. Для первоклашек все только начинается, и ожидание учебы может стать слишком волнительным, а для ребят, которые идут в 5-й класс, сложности связаны с появлением в их жизни новых учителей и предметов. Также стоит особо поддержать ребенка, если его перевели в новую школу – в этом случае ему двойне тяжелее, ведь рядом не будет даже старых друзей. Заранее настройте ребенка на позитив – у него все обязательно получится!
  • Отучайте чадо от телевизора и компьютера с телефонами – пора вспомнить про оздоровление организма, подвижные игры, полезные занятия.
  • Пора начинать читать книги! Если ребенок отказывается читать рассказы, заданные по школьной программе, купите ему те книги, которые он точно будет читать. Пусть читает хотя бы по 2-3 страницы в день.
  • Чаще разговаривайте с ребенком о том, чего он хочет от школы, о его страхах, ожиданиях, друзьях и проч. Так вам будет легче «подстелить соломки» и заранее подготовить ребенка к сложной учебной жизни.

Чего делать не нужно:

  1. Запрещать прогулки и встречи с друзьями.
  2. Загонять ребенка за учебники, вопреки его желанию.
  3. Перегружать чадо уроками.

  4. Резко обрывать привычный летний режим и переводить на «строгий» — с ранним пробуждением, учебниками и кружками.

Не переборщите в подготовке к школе! Все-таки учебный год начнется только с 1-го сентября, не лишайте ребенка лета – направляйте его в нужное русло мягко, ненавязчиво, в игровой форме.

 

Интересная статья  Дети готовят сами – 15 лучших детских рецептов

Режим дня и питание при подготовке ребенка к учебе после каникул

Ребенок не в состоянии сам себя «подстегнуть» и исправить режим сна и питания. Только родители в ответе за данный момент подготовки.

Конечно, идеально, если вы сможете сохранить ребенку адекватный режим сна на все лето, чтобы чадо укладывалось спать не позднее 10-ти вечера.

Но, как показывает жизнь, невозможно удержать в рамках ребенка, у которого начались каникулы. Поэтому возвращать чадо к режиму придется, и сделать это надо с минимальными нагрузками для его психики и организма.

Итак, как вернуть нормальный режим сна к школе?

  • Если ребенок привык ложиться после 12-ти (часа, двух…), не укладывайте его насильно в 8 вечера – это бесполезно. Некоторые родители думают, что идеальный способ – начать рано поднимать чадо. То есть, даже при позднем укладывании – поднимать в 7-8 утра, мол, «перетерпит, а потом само наладится». Не наладится! Такой метод – сильный стресс для детского организма!
  • Идеальный метод. Начинаем постепенно! За 2, а все-таки лучше за 3 недели начинаем каждый вечер укладываться чуть пораньше. Сдвигаем режим назад по чуть-чуть – на полчаса пораньше, на 40 минут, и т.д. Важно с утра тоже поднимать чадо раньше – на те же полчаса, 40 минут, и т.д. Постепенно доведите режим до естественного школьного и удерживайте его любыми способами.
  • Помните, что ребенку в начальной школе просто необходимо хорошо высыпаться. Минимум 9-10 часов сна – это обязательно!
  • Найдите стимул для раннего пробуждения. Например, какие-то особые семейные прогулки, на которые чадо будет вставать рано самостоятельно и даже без будильника.
  • За 4 часа до сна исключайте все, что может его перебить: шумные игры, телевизор и компьютер, тяжелая пища, громкая музыка.
  • Используйте средства, способствующие лучшему засыпанию: проветренная комната с прохладным свежим воздухом, чистое белье, прогулка и теплая ванна перед сном и теплое молоко с медом после нее, сказка на ночь (даже школьники любят мамины сказки), и проч.
  • Не позволяйте ребенку засыпать под ТВ, музыку и при свете. Сон должен быть полноценным и спокойным – в темноте (максимум маленький ночник), без посторонних звуков.

За 4-5 дней до школы режим дня ребенка должен уже полностью соответствовать школьному – с подъемом, зарядкой, чтением книг, прогулкой и проч.

А как быть с режимом питания?

Обычно летом дети кушают только тогда, когда заскакивают домой между играми. Во всяком случае, если никто не загоняет их на обед строго по времени.

Ну и что уж греха таить, все полноценные схемы питания рушатся под натиском быстрой еды, яблок с дерева, клубники с кустов и прочих летних прелестей.

Поэтому режим питания налаживаем одновременно с режимом сна!

  1. Сразу выбирайте такой режим питания, который будет в школе!
  2. К концу августа вводите витаминные комплексы и специальные добавки, которые добавят ребенку выносливости на сентябрь, улучшат память, защитят от простудных заболеваний, которые начинают «сыпаться» по осени на всех детей.
  3. Август – время фруктов! Покупайте их побольше и при возможности заменяйте ими перекусы: арбузы, персики и абрикосы, яблоки – наполняйте витаминами ваш «кладезь знаний»!

Домашние задания на лето и повторение материала – нужно ли на каникулах учиться, готовясь к школе, и как это делать правильно?

Деткам, для которых 1 сентября наступает уже не в первый раз, наверняка задали домашнее задание на летний период – список литературы и др.

Важно вспомнить об этом не 30-го августа, и даже не в середине августа.

Начиная с 1-х чисел последнего летнего месяца, постепенно делайте домашние задания

  • На уроки уделяйте в день около 30 минут. Час и больше – это слишком много для ребенка на каникулах.
  • Обязательно читайте вслух. Можно делать это вечером, при чтении книги перед сном. Идеальный вариант – чтение по ролям с мамой или папой, это сблизит вас с ребенком и поможет побороть «литературные» страхи перед школой.
  • Если в новом классе у ребенка появляются новые предметы, то ваша задача – подготовить ребенка к ним в общих чертах.
  • Выбирайте одно и то же время для занятий, вырабатывайте у ребенка привычку заниматься – пора вспомнить об усидчивости и терпении.
  • Проводите диктанты – хотя бы маленькие, по 2-3 строчки, чтобы рука вспомнила, каково это – писать ручкой, а не клавиатурой, чтобы вернуть почерку нужный наклон и размер, чтобы заполнить образовавшиеся пробелы в орфографии и пунктуации.
  • Будет здорово, если вы займетесь с ребенком и иностранным языком. Сегодня существует масса вариантов обучения через игру, которая обязательно понравится ребенку.
  • Если с обучением у ребенка – реальные проблемы, то за месяц до школы озаботьтесь поиском репетитора. Желательно, найти такого учителя, с которым ребенку будет интересно заниматься.
  • Распределяйте нагрузку равномерно! Иначе вы просто отобьете у ребенка охоту к учебе.

1 сентября не должно стать началом каторги. Этого дня ребенок должен ждать, как праздника.

Заведите семейную традицию – праздновать этот день в кругу семьи, и дарить школьнику подарки в связи с новым учебным годом.

Сайт Colady.ru благодарит вас за внимание к статье — надеемся, что она была для вас полезна. Просим поделиться отзывами и советами с нашими читательницами!

Поделитесь с друзьями и оцените статью:

  Загрузка… 

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

Источник: https://www.colady.ru/kak-podgotovit-rebenka-k-shkole-posle-kanikul-rasporyadok-dnya-i-vazhnye-pravila.html

Скоро лето: что делать с ребенком?

Школа закончилась, что делать с ребенком летом?

Когда дети возвращаются в школу после каникул, взрослые отмечают, что они очень изменились. Лето – особый, важный период в развитии. А в головах родителей между тем встает вопрос: как организовать досуг младшим членам семьи, но при этом хоть немного отдохнуть самим? Лето с ребенком или без?

Многие мамы переживают по этому поводу. Вот, например, дилемма – проводить ли все лето с детьми или позволить себе отпуск без них. Ведь, отправляясь на каникулы всей семьей, родители догадываются, что сами там вряд ли расслабятся. А когда уезжают в отпуск одни, испытывают чувство вины – мы тут отдыхаем, а чадо страдает без нас и без моря.

Как договориться с собой и не впадать в крайности? Для начала можно поднять эту тему на семейном совете. А потом попробовать учесть интересы всех сторон и нащупать, где они перекликаются.

Интересы родителей: отпуск с ребенком или без

С рождением нового человека отдых семьи неизменно меняется. Но это не значит, что, планируя лето, нужно все внимание направить на детей. Что действительно стоит сделать – так это задаться вопросом: «Зачем мы едем отдыхать, какова цель у этого мероприятия?»

Иногда женщины объясняют: «Мне нужно обязательно вывезти ребенка к морю на пару месяцев, чтобы он набрался здоровья на год вперед». Как правило, для самой матери это не отдых, а работа – особенно если из взрослых едет она одна. Но таков приоритет в семье – и родители сознательно идут на эту жертву. А другая пара тем временем оставляет детей на бабушку и улетает, например в Париж.

Нужно ли отдыхать от детей?

«Кому-то нужно, а кому-то – нет, я бы была чутка к себе в этом вопросе, – рассуждает гештальттерапевт Виктория Чал-Борю.

– Мы едем в отпуск для чего? Чтобы отдохнуть от детей, чтобы возобновить какие-то теплые отношения в паре, чтобы подтянуть ребенку иммунитет, чтобы воспользоваться редкой возможностью побыть с семьей, чтобы вместе посмотреть какой-нибудь важный для нас город… Все, что имеет какой-то смысл, будет отличным вариантом».

Напротив, ехать просто куда-то, потому что все ездят (а мы не хотим быть плохими родителями) – удовольствие сомнительное.

«Отпуск – возможность провести больше времени вместе, но не факт, что это будет прекрасное время, – предупреждает психолог Елена Пояркова. – Здесь нет никаких “надо” – родителям и детям должно быть хорошо вместе.

Если им и дома не хорошо, лучше сходить к семейному психологу, чем тратить деньги на поездку, которая для всех будет мучением».

Психолог детско-родительского клуба «Вместе» Светлана Маскова дополняет: «Родителям тоже необходимо пополнить запас ресурсов на год. Их усталость не обязательно связана с детьми.

Тяжелый год, проблемы со здоровьем, с работой, с отношениями… И если восстановление возможно только в отдыхе без младших членов семьи – надо его продумать и не виниться этим, а понимать, что полученные силы пойдут на следующий детско-родительский год, на пользу тем же детям».

Эксперт рассказывает про интересный компромиссный вариант – семейные лагеря, куда взрослые едут вместе с детьми.

«Там предусмотрены и совместная программа (что избавляет родителей от необходимости самим продумывать досуг, а значит, уже экономит силы), и раздельная – где они занимаются собой и спокойны за детей, которые в это время с педагогами. Выбор большой: горы, море, Подмосковье, острова; бывают тематические смены (театр, здоровье, психология)».

Из сказанного выше можно сделать вывод, что мнение ребенка как будто не учитывается, – и до какой-то степени это правда, особенно если речь идет не о подростках. К детскому голосу, безусловно, стоит прислушаться, но исходить нужно из того, к чему привыкли родители и что они реально могут обеспечить.

«Ребенок рождается в семье, где уже существуют некоторые представления об отдыхе, – и перенимает эту историю, – рассказывает Виктория Чал-Борю. – За создание семейных ритуалов ответственны родители, ребенок не может и не должен за это отвечать. Представьте, он сказал: “Поехали в Африку!” – и они поехали, это будет очень странно».

Интересы детей: лагеря, дворовая культура и индивидуальное развитие

Более-менее ясное понимание, «что мне подходит, а что – нет», приходит к юному человеку лет с десяти. О том, что ему нравится и не нравится, он догадывается и раньше. Скажем, на даче у бабушки можно есть блины и носиться по полю – неплохо. А вот в походе кусают комары и неудобно спать – отдых оставляет желать лучшего!

Вот только соответствующего опыта у ребенка пока мало. Поэтому, если он ни разу не был в лагере, спрашивать «Поедешь ли?» почти бессмысленно. А вот рассказывать, что там дети делают в этих лагерях, чем отличается отдых в Финляндии от отдыха в Турции и прочее, – история полезная.

«Важно и говорить с ребенком, и смотреть на него, – рассуждает Елена Пояркова. – Активный, общительный человек в лагере со сверстниками будет доволен и счастлив, а для более тревожного или замкнутого задача влиться в коллектив может оказаться несоразмерной.

К отдыху в лагере обычно не остаются равнодушными – он или нравится до восторга, или вызывает содрогание при одном воспоминании. Поговорите с ребенком, понаблюдайте за его отношениями в классе – возможно, это поможет сориентироваться».

Многие родители боятся отправлять детей одних туда, где нет поблизости знакомых взрослых, – и имеют на это полное право. Что тут делать? Снова обсуждать внутри семьи, рассматривать альтернативные варианты, отталкиваться от реальных условий. Например, у вас нет бабушки в деревне, а ребенок активный и общительный, в городской квартире ему скучно и душно. И конечно, снова находить компромиссы.

Альтернатива дворовой культуре

Вариант из разряда «лайт» – городские лагеря, которые сейчас активно развиваются при детских центрах и клубах. Психологи и социологи видят в них альтернативу утраченной сегодня дворовой культуре: «Во дворе раньше собирались дети разных возрастов, и они учились выстраивать не только горизонтальные, но и вертикальные отношения.

И у нас мальчишки и девчонки от шести до десяти лет пять часов в день играют в парке в подвижные игры – в том числе те, в которые мы сами играли в детстве. Это не анимация и не квесты, когда взрослый ребят куда-то направляет, дает задания.

И тут наряду с возможностью общаться со сверстниками присутствует опция возвращаться домой к значимым взрослым, набираться там поддержки».

Некоторые родители заставляют ребенка летом штудировать учебники за следующий год. Но детские психологи категорически против такой практики. Каникулы придуманы для того, чтобы ребенок отдыхал от учебы, не ходил в школу. А если школа сама приходит в дом, весь смысл теряется.

Во всем этом есть не только гуманистический, но и практический смысл. Мозгу обязательно нужно отдыхать – даже больше, чем нагружаться. Когда ребенок ходит по лесу и собирает шишки, изучает биологию на жуках и червяках, играет в компании сверстников, он развивается больше, чем за прочтением учебника.

К тому же наше общество постепенно переходит от товарной экономики к интеллектуально-творческой. И полезно будет прислушаться к словам известного ученого, физика Митио Каку, который считал, что для реального успеха нужно развивать те способности, которые недоступны роботам: креативность, воображение, инициативу, лидерские качества. А все это развивается в игре.

4 рекомендации психологов

Что бы вы в итоге ни выбрали, в теме «лето с ребенком» есть несколько важных психологических моментов, на которые эксперты очень советуют обратить внимание.

  • 1.Важно научить ребенка отдыхать и наслаждаться этим временем. Отдых – особая часть жизни, отдельная человеческая ценность. И человек узнает об этом через внутрисемейный опыт. «Хорошо, когда ребенок видит, как родители планируют отпуск, продумывают маршрут, как собирают чемодан. Здорово, если взрослые садятся и с ним об этом разговаривают. Он понимает, что отдых – это то, что тоже требует вложений и внимания», – считает Виктория Чал-Борю.
  • 2.Важно, чтобы ребенок был активен и много времени проводил на свежем воздухе. Это то, чего он во многом лишен в течение учебного года. Лето – время восстанавливать ресурсы и восполнять дефициты.
  • 3.Важно предоставить ребенку возможность побыть самостоятельным. «Я считаю, что ребенку необходимо как минимум два месяца потратить на то, чтобы остановиться, немного поскучать, прислушаться к себе, подумать, чего он хочет, попробовать разное и понять, что ему подходит, – рекомендует Светлана Маскова. – Ведь весь учебный год он ведом кем-то или чем-то: родителями, учителями, обязанностями. Летом есть возможность побыть собой, побыть ребенком».
  • 4.Важно, чтобы лето было наполнено живым общением. «Сегодня кружки, секции, бассейны и английский оставляют мало места для живого общения, а оно необходимо и для ребенка семи лет, и для подростка пятнадцати. Мне кажется, лето – период, когда необходимо дать человеку возможность играть, дружить, бегать, ссориться, влюбляться и разбивать коленки», – уверена Елена Пояркова.

Попробовать на вкус ту самую дворовую культуру – это архиценный опыт, а вовсе не безделье и пустая трата времени, как считают некоторые папы и мамы. А лето – повод для детей и их родителей стать чуть свободнее.

Источник: https://www.psyh.ru/skoro-leto-chto-delat-s-rebenkom/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.