Влияние звуков на ребенка

Содержание

Звуки музыки: как классика влияет на ребенка?

Влияние звуков на ребенка

О позитивном влиянии классической музыки на эмоциональное, духовное и даже физическое развитие ребенка написано немало.

Все знают, что слушать классическую музыку полезно и необходимо, но в этой статье я не буду повторять эти прописные, всем известные, истины.

Думаю, вместо этого, интереснее будет поделиться с вами реальным опытом музыкотерапии, и рассказать о том разном, и таком непредсказуемом влиянии, которое оказывают произведения великих композиторов на ребенка.

Какую музыку слушать ребенку?

Наконец-то пригодилось мое музыкальное образование – при составлении подборки лучших классических произведений для каждодневного прослушивания вместе с сыном. Классическую музыку слушаем давно, еще с беременности.

Произведения в список определяла, руководствуясь  личными предпочтениями и основами музыкотерапии. По первому пункту в список попал Моцарт, Вивальди, Штраус, Шопен, и Бетховен, по второму: для улучшения сна: Шуман, Глюк и Чайковский.

Итак, представляю вашему вниманию наш список классических музыкальных произведений.

Список классической музыки для каждодневного прослушивания

  • Шопен «Мазурка», «Прелюдия ля-минор», «Прелюдия ми-минор», «Ноктюрн соль-минор», «Прелюдия №15 (Капли дождя)», «Колыбельная ре-бемоль мажор».
  • Штраус «Увертюра к оперетте  «Летучая мышь», «Императорский вальс», «Венский вальс», «Весенние голоса», «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки Венского леса».
  • Бетховен «Симфония №6», «Соната №8», «Лунная соната» и «Симфония ля-минор».
  • Вивальди «Времена года» (Мажорные части 1 и 3 «Весны», 1 и 2 «Лета», 3 часть  «Осени»).
  • Чайковский «Щелкунчик», «Детский альбом».
  • Моцарт «Колыбельная», «Симфония №40», «Струнный квартет №22», «Волшебная флейта», «Симфония №4», практически все фортепианные сонаты и скрипичные концерты.
  • Шуман «Вариации на тему Abegg», «Арабеска», «Симфония №3 ми-бемоль мажор (Рейнская)», «Грезы».
  • Глюк «Мелодия для флейты», «Орфей и Эвридика».

В нашем списке довольно таки много произведений, естественно слушаем мы их не все за один раз. Выбираю произведения для прослушивания, руководствуясь настроением сына и желаемым эффектом, который хочу получить от прослушивания.

Когда и сколько слушать?

Существует несколько правил прослушивания музыки:

  • Источник звучания музыки следует располагать на расстоянии не менее одного метра от ребенка;
  • Звучание не должно превышать громкости разговорной речи;
  • Наилучшая длительность прослушивания составляет 15-30 минут в количестве 1-2 раза в день;
  • Колыбельные и спокойные песни рекомендуется прослушивать два-три раза в день в течение 5-10 минут после кормления, а песни в быстром темпе – за 5-10 минут до начала кормления;

 Специалисты рекомендуют ограничивать прослушивание классической музыки до 15-30 минут 2 раза в день, но у нас не всегда получается придерживаться такого правила. Слушаем классику мы почти каждый день, в зависимости от настроения ребенка — выбираю для прослушивания разные произведения.

Включаю музыку фоново, тише разговорной речи, во время игр и занятий с малышом. Также, слушаем музыку во время еды.

 Внимательно слежу за поведением сына, если вижу, что музыка начинает ему надоедать, утомлять или раздражать – немедленно меняю композицию на более подходящую, или вообще прекращаю сеанс прослушивания.

По длительности, это может занять 15 минут, а может и час, если сыну нравится и он в настроении, то почему бы и нет?

Воздействие классической музыки на ребенка

Изучением воздействия классической музыки на физический и психологический мир человека занимается целая наука музыкотерапия. С ее выводами сложно, да и не нужно спорить, но, откровенно говоря, не все произведения классиков оказывают на моего ребенка заявленное этой наукой влияние.

Думаю, все же, это влияние скорее индивидуальное и зависит от самого ребенка, его темперамента, а также настроения, в котором малыш приступает к прослушиванию музыки.

Поэтому, музыкотерапия – музыкотерапией, но, скорее всего, каждой маме самостоятельно предстоит открыть как именно то или иное произведение классической музыки влияет на ее ребенка.

Хочу отметить, что это очень занимательное, полезное и интересное занятие, как для мамы, так и малыша, так что – искренне рекомендую!

Как разные музыкальные произведения влияют на моего сына, я сегодня с вами с удовольствием поделюсь.

Была бы рада, если вы также смогли рассказать о своих наблюдениях влияния музыки на ваших малышей. Очень уж эта тема интересна!

Итак:

  • Моцарт – сын может слушать часами, становится спокойным, умиротворенным, может сосредоточенно играться самостоятельно, не капризничает (включаю почти каждый день в качестве тонизирующей и успокаивающей музыки);
  • Штраус и Шопен – оказывают бодрящее и стимулирующие влияние. Сыну очень нравятся марши и вальсы – становится очень игривым, веселым (включаю, когда вижу, что сын приуныл, когда у него плохое настроение, чтоб отвлечь, когда режутся зубки и пр.);
  • Бетховен (практически, не слушаем, так как признает только «Лунную» и еще 2 сонаты, все остальные произведения не нравится, начинает капризничать);
  • Шуман и Глюк – оказывают успокаивающее действие, но слушать произведения сын  отказывается дольше 10 минут подряд (включаю очень не на долго, перед сном, во время кормления);
  • Чайковский – оказывает бодрящее воздействие, особенно»Марш из балета «Щелкунчик», но тоже долго сын не воспринимает эту музыку (включаю на непродолжительное время перед прогулкой);
  • Вивальди – поднимает настроение, слушаем только мажорные части его «Времен года» (включаю во время активных игр).
  • Бах – не слушаем, не нравится категорически.

В заключение

После почти годичного прослушивания классической музыки с  сыном могу сделать такой вывод: предпочтение в музыке у ребенка складывается в зависимости от его темперамента в целом и настроения в каждый конкретный момент прослушивания. Зная общее влияние тех или иных произведений на ребенка, можно подстраиваться под его настроение и постараться с помощью музыки «подправить» его самочувствие.

В качестве примера: так как ребенок у меня с активным темпераментом, то в целом, минорные и успокаивающие мотивы не вызывают у него большой любви, чего не скажешь про мажорные произведения, которые сын воспринимает на ура. Но слушаем мы разную музыку.

С практикой я поняла, какие произведения оказывают на малыша какое влияние, и теперь могу в нужный момент включить подходящее музыкальное произведение, и надеяться на получение ожидаемого эффекта (например, если вижу, что сын сильно перевозбужден, хочет играться и бегать, а ему уже время спать, то с помощью «Колыбельной» Моцарта мне удается его успокоить и настроить на сон).

Вот такие, выводы. Надеюсь, мой опыт окажется для вас полезным, и ваше совместное с ребенком прослушивание классической музыки принесет море новых отерытий, радости и удовольствия вам обоим!

В качестве справки — основы музыкотерапии.

Для успокоения, снятия эмоционального напряжения.

Благоприятное влияние оказывают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Среди произведений классиков стоит отметить: Шопен «Ноктюрн соль-минор», Дебюсси «Свет луны», Бетховен «Симфония №6» часть 2, Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве Мария».

Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности.

Ритмичная, бодрящая музыка, отлично подходят различные марши. Произведения:  Чайковский «Шестая симфония» часть 3, Марш из балета «Щелкунчик», Бетховен «Увертюра Эгмонд», Шопен «Прелюдия 1, опус 28», Лист «Венгерская рапсодия №2».

Для снятия головной боли.

Произведения: Моцарт «Дон Жуан» и «Симфония № 40», Лист «Венгерская рапсодия №1», Хачатурян «Сюита Маскарад», Бетховен «Фиделио».

От бессонницы, для спокойного и крепкого сна.

Предпочтительна музыка с медленным темпом и четким ритмом. Среди произведений классиков стоит отметить: Сибелиус «Грустный вальс»,  Шуман «Грезы», Глюк «Мелодия», Чайковский «Танец феи Драже», «Утро».

 Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности.

 Произведения: «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, «Симфония № 5» Мендельсона.

И, специально для мам:

Для улучшения лактации и чтоб малыш хорошо сосал грудь.

Произведения Баха, Моцарта, Шуберта, Чайковского и Вивальди, но в темпе аллегро или аллегро модерато. Среди произведений: Моцарт «Allegro Moderato», Шуберт «Музыкальный момент», Чайковский  Вальс «Спящая красавица», Вивальди «Маленькая симфония» и «Времена года».

Приятного всем прослушивания и хорошего настроения! Жду ваших комментариев!

С любовью,

Марина Кручинская

Мир Успешных Мам

Источник: http://kruchinskaya.com/zvuki-muzyki-kak-klassika-vliyaet-na-rebenka/

Влияние музыки на детей — воздействие на психику и развитие малыша

Влияние звуков на ребенка

Музыка – это особый мир, обладающий яркими красками, волшебными мелодиями и приятными тонами. Едва ли найдется хотя бы один человека, которого музыка может оставить равнодушным.

Многочисленные исследования ученых доказали благотворное влияние классической музыки на детей и взрослых, а также на животных и даже на растения.

Как это ни странно, но мелодичная музыка способна стимулировать рост и развитие всего живого.

Влияние музыки на развитие ребенка

Влияние музыки на развитие ребенка действительно значимо. Дети обладают очень чувственным восприятием того, что их окружает. Поэтому и на музыку они реагируют по-особому, более открыто и непосредственно.

Если включать маленькому ребенку классические произведения Баха, Бетховена и, например, Моцарта, он очень быстро научится их различать и уже скоро попросит Вас больше не включать Баха.

Это совершенно естественно, так как данный композитор прожил нелегкую судьбу, и большинство его произведений это очень ярко отражает. Взрослые оценивают музыку по-другому, с точки зрения сложности и неожиданных решений, но дети просто способы ощущать чувства композитора.

И это прекрасно. Поэтому родители должны знакомить малыша с миром классической музыки как можно раньше, чтобы сохранить в нем непосредственность восприятия, чувственность и открытость. 

Влияние музыки на детей просто поражает. Музыка воздействует не только на интеллект и абстрактное мышление ребенка, она также помогает развить память и воображение. Музыка активизирует у малышей все виды восприятий – слуховое, зрительное и чувственное.

Кроме того, вместе с восприятием развивается и память – слуховая, зрительная, моторная, а также ассоциативная и образная. Обладая такими серьезными инструментами, ребенок начинает делать успехи и в остальных предметах.

Ведь если он способен представлять эмоции, которые вложил композитор в свое произведение, он с легкостью представит события, которые описывает на уроке учитель истории или географии. И такое образное мышление позволит школьнику быстро усвоить материал любой сложности.

Полезна музыка и для математиков. Ведь ритмичность и мелодичность музыкальных произведений способны научить малыша очень естественно и точно ощущать пространство и время. Кроме того, музыка учит ребенка выражать свои мысли и чувства. Ведь очень часто дети настолько эмоциональны, что не могут словами передать свою радость или рассказать о своих впечатлениях.

А музыка, несмотря на все свое многообразие и богатство, строится из нот и ладов, а также имеет очень четкие правила написания. Поэтому детки, которые умеют играть на музыкальных инструментах и разбираются в нотной грамоте, зачастую также делают успехи в написании сочинений и стихов.

Вот и получается, что музыка не просто доставляет нам удовольствие, она влияет на многие другие сферы нашей деятельности. 

Влияние музыки на здоровье детей

Влияние музыки на здоровье детей, также имеет место быть. Музыка способна непосредственно влиять на наш организм. Например, нервная система человека и мышцы способны усваивать ритм.

Как часто мы начинаем приплясывать или, сами того не замечая, пристукивать пальцами при звучании ритмичной мелодии. А вот если включить спокойную и мелодичную музыку, биение сердца замедляется, дыхание становится более глубоким, а мозг успокаивается.

Такое физиологическое влияние музыки на организм способно обеспечить усиление концентрации человека, повышение внимания и сосредоточенность. 

Также классическая музыка способна восстанавливать рефлексы у новорожденного. Поэтому врачи рекомендуют беременным слушать произведения Моцарта по несколько часов в день, а также включать классическую музыку в комнате ребенка в первые месяцы его жизни. 

Кроме того, музыку используют для лечения заикания у детей, ведь, как оказывается, петь человеку намного легче, чем говорить. А если, например,  грудной ребенок постоянно слушает музыку, он раньше остальных произносит свои первые звуки и слова, так как музыка сама стимулирует его шевелить язычком, активизируя при этом умственную деятельность и как бы побуждая к общению.

Влияние музыки на психику ребенка

Влияние музыки на психику ребенка начинается еще в утробе матери. Музыка способна не только благотворно влиять на психику здорового ребенка, но ее также нередко используют в качестве средства коррекции различных нарушений у детей в психоэмоциональной сфере.

Музыкотерапию применяют при проблемах в общении, замкнутости, страхах и других психологических заболеваниях различной степени сложности.

Музыку используют для нормализации и гармонизации состояния малыша, снятия напряжения, повышения эмоционального тонуса, восстановления баланса в психоэмоциональной сфере, а также коррекции отклонений в личностном развитии. 

Психолог подбирает для ребенка именно те музыкальные произведения, которые способны его раскрыть и повлиять на его сознание.

Если родители хотят заниматься музыкотерапией в качестве профилактики, они вполне могут ненавязчиво давать ребенку слушать ту музыку, которая способна на него повлиять.

Например, если малыш тихий и застенчивый, то пока он сидит, рисует или играется со своими игрушками, можно включить ритмичный марш или быструю польку. Это обязательно заставит его зашевелиться и активизировать.

А вот если ребенок, наоборот, гиперактивный, то пока он носится по комнате, включите классическую симфонию, и он немного успокоится. А если делать это каждый день, то характер малыша вполне возможно скорректировать. Да и вообще прослушивание классических произведений способно поднять настроение, улучшить самочувствие и повысить работоспособность всех членов семьи. 

Не забывайте о том, что музыку полезно не только слушать, но и петь. Мамина колыбельная без сомнений способна убаюкать беспокойного малыша, но она также улучшает лактацию и у самой мамы. Когда ребенок подрастает, очень полезно петь вместе, протяжные и мелодичные песни. 

Выбирая музыку, учитывайте настроение и характер крохи, чтобы музыкальные произведения приносили Вам и малышу только положительные эмоции. И тогда музыка станет гармоничной частью Вашей жизни, наполнив ее новыми красками и эмоциями. 

Источник: http://bambinostory.com/vliyanie-muzyki-na-detey/

Каково влияние звука на детей: получение эмоций при звуках

Влияние звуков на ребенка

Давайте внимательнее прислушаемся к нашему музыкальному быту, к нашей повседневной звуковой реальности, к тем звучащим образам, которые окружают сегодня наших детей.

Из этой статьи вы узнаете каково влияние звука на детей, какие эмоции они получают при звуках.

Каково влияние звука на детей?

Радио, телевидение, аудио- и видеотехника превращают музыку в постоянно присутствующий, легкий, ненавязчивый фон, в некие «звуковые обои».

Нередко звуковой фон, представляющий собой образцы массовой музыкальной продукции, принимает весьма агрессивные формы и становится опасным для неустойчивой детской психики, вызывает получение негативных эмоций при звуках.

Психологи говорят сегодня о «новом заболевании», приводящем к нежелательным отклонениям в поведении детей, – ритмической интоксикации, то есть своеобразном «отравлении» нервной системы детей ритмами современной эстрады.

Нам ни в коем случае нельзя забывать, о том, как воздействуют звуки на эмоции ребенка. Часто ребенок оказывается беззащитен перед ними, в отличие от взрослых, способных не замечать звуковую агрессию, абстрагироваться от нее.

Уважаемые родители! Вам необходимо понимать, что, бесконтрольно оставляя своего малыша один на один с видео- и аудиотехникой, вы рискуете сформировать у него искаженное представление об окружающем мире, дестабилизировать его нервную систему. Окружающая звуковая среда должна быть заботливо организована вами, прежде всего с точки зрения ее положительного влияния на психику ребенка.

Какой должна быть эмоционально-образная звуковая среда?

Попытаемся теперь отметить и проанализировать те основные компоненты, из которых складывается благоприятная для развития ребенка эмоционально-образная звуковая среда.

Пожалуй, самое главное, что необходимо учитывать при организации развивающей музыкальной среды в семье, – это эмоционально положительная ситуация воспитания, которая чрезвычайно важна в период дошкольного детства.

Исследования психологов показали, что в дошкольный период происходит интенсивное формирование нервной системы ребенка. Доминирующей в этот период является деятельность правого полушария, связанная со сферой эмоций, образным, конкретным мышлением.

Именно на этой основе формируются в детстве и хранятся всю жизнь фундаментальные установки, во многом определяющие судьбу человека.

Воспитание ребенка трех – пяти лет в гармонии с его природой обозначает опору на правополушарный тип мышления, на его эмоциональную сферу.

Как влияют звуки на эмоции детей?

Эмоции влияют на все психические процессы: на ощущение, восприятие, воображение, память, мышление, волю. Положительный эмоциональный фон воспитания, эмоциональный контакт ребенка и взрослого, ощущение ребенком собственного эмоционального благополучия способствуют его полноценному физическому и психическому развитию.

Известно, что повышенная заболеваемость детей в детском саду зависит не столько от различных инфекций, сколько от неблагоприятного для ребенка психологического климата, вызывающего негативные переживания.

Радостное, счастливое настроение ребенка, согретого любовью и пониманием окружающих взрослых, является основой его физического и психического здоровья, доброжелательного отношения к людям, окружающему миру, залогом успешности и полноты дальнейшей жизни.

Закрепляясь в раннем детстве, эмоциональные проявления ведут к возникновению относительно устойчивых форм поведения, к формированию характера.

Детское переживание радости в дальнейшем превращается в жизнерадостность, оптимистическое отношение к жизни, умение ладить с людьми, успешно решать жизненные проблемы, добиваться поставленных целей.

Напротив, затянувшиеся отрицательные эмоциональные состояния играют дезорганизующую роль в жизни ребенка, приводят к задержке общего психического развития, а в дальнейшем – к формированию негативной жизненной позиции.

Какую музыку нужно слушать детям?

Важнейшей задачей развития эмоциональной сферы ребенка-дошкольника является формирование радостного, эмоционально положительного отношения к жизни. Этот момент необходимо учитывать родителям при подборе музыкальных произведений, создающих эмоциональный фон повседневной жизни ребенка.

Дети любят яркую, праздничную, мажорную музыку, испытывают в ней потребность. Звучащие образы, постигаемые ребенком в различных видах музыкальной деятельности – в пении, в музыкально-ритмическом движении, в игре на инструментах, при слушании музыки, делают познаваемый ребенком мир ярким и эмоционально насыщенным.

Несомненно, взрослым нужно удовлетворить эту потребность ребенка в празднике.

Ситуация эмоциональной комфортности предполагает ощущение красоты и гармонии окружающего мира.

Как подобрать музыку и фильмы для ребенка?

Наибольшее значение в получении эмоций при звуках имеют музыкальные произведения, содержанием которых выступает красота человеческих чувств, воплощенных в гармоничных, выразительных формах. Эмоциональный отклик на красоту ведет к воспитанию эстетических чувств. Образы прекрасного в искусстве – это всегда символы миропорядка, выражение глубинной первоосновы бытия.

Прикосновение к этим образам, включение их в свой чувственный опыт приводит душу в гармонию с миром.

Если родители смогут грамотно подобрать музыку и фильмы для ребенка, то это позволит наладить общение ребенка с образами прекрасного в искусстве, подражание лучшим образцам является условием формирования у него здоровых душевных качеств, выстраивания в его эстетическом сознании образа доброго и гармоничного мира.

Какую выбрать музыку для получения положительных эмоций у ребенка?

Что можно посоветовать родителям, стремящимся подобрать для своего малыша видео- или фонотеку?

1.

Прекрасным ориентиром может послужить отечественная серия аудиозаписей «Музыка – детям». В ней представлены произведения музыкальной классики. Примечательно, что произведения звучат в специфической аранжировке: с применением современных ударных инструментов, тембров синтезатора.

Завораживающая красота и чистота звучания привлекает внимание детей, оказывает положительное влияние звука на детей, возбуждает их интерес, взывает к воображению.

Создатели этой популярной серии очень точно учитывают детскую восприимчивость к качеству звучания, его окраске и буквально «купают» их в красочной стихии тембра.

2.

Не менее интересна для получения эмоций при звуках серия видеокассет «Музыка природы». Музыкальная классика прошлого и современности дополнена оригинальным видеорядом: сценами из жизни животных, картинами природы.

Эти сцены сняты оператором с искренней любовью ко всему живому, с мягким юмором, с четким соответствием музыкальной драматургии произведения.

Яркие, эмоционально привлекательные и доступные для понимания маленьким ребенком образы в этих видеофильмах воплощают гармонию мира природы, демонстрируют эталоны доброго, чуткого отношения к окружающему миру.

Как подобрать музыку и фильмы для ребенка?

Современный рынок насыщен аудио- и видеозаписями, обращенными к детям. Можно найти среди этого многообразия и старые добрые мультфильмы, музыкально-литературные композиции по детским сказкам, где звучат голоса великолепных «сказочников» Н. Литвинова, Н.

Бабановой, Ю. Яковлева, Р. Плятта и других мастеров художественного слова. Не одно поколение воспитано на рассказанных ими сказках.

Их голоса и сегодня зажигают интересом, согревают любовью детские души, учат добрым, честным и миролюбивым отношениям с окружающими.

Среди современных сказок, мультфильмов, песен для детей есть высокохудожественные и значимые образцы для нравственного развития ребенка.

При их выборе родители должны помнить, что возраст их детей – от трех до пяти лет – это период вхождения в окружающий мир, время, когда закладывается образ будущей жизни и себя самого.

Очевидно, что остановить свой выбор нужно на тех произведениях, где музыка выступает проводником ребенка в мир добра и гармонии, формирует оптимистическое мироотношение, взращивает эмоции радости, доверия, приобщает к творческой энергии жизни.

Источник: https://www.medmoon.ru/rebenok/vozdeistvie_zvukov_na_jemocii_rebenka.html

Влияние звуков на сон: негативное – ограничить, благоприятное – усилить

Влияние звуков на ребенка

На качество сна и характер сновидений человека влияют следующие факторы: температура, запахи, свет, физическое удобство и звуки. Спите Вы ночью чутко или крепко – не имеет значения, поскольку любые звуки могут повлиять на Ваш сон и, соответственно, здоровье.

Влияние звуков на сон может быть как благоприятным, так и неблагоприятным – характер влияния обусловливает тип шума, личные предпочтения, уровень шума и прочие факторы. Estet-portal.

com расскажет, как звуки влияют на сон, а также подскажет, как ограничить их негативное воздействие и использовать звуки для хорошего сна.

Влияние звуков на сон – что мешает спать

Звуки, на которые человек не обращает внимания во время бодрствования, ночью могут потревожить сон. При этом не важно, просыпаетесь Вы при этом или нет – мозг воспринимает различного рода шум и реагирует на него соответствующим образом, в результате чего циклы сна также подвергаются изменениям.

Потенциальные источники звуков, нарушающих сон:

  • бытовые приборы;
  • телевизоры;
  • домашние животные;
  • сожители;
  • гроза;
  • дорожное движение;
  • уличный шум.

Исследование, опубликованное в журнале «Шум и здоровье» («Noise and Health»), свидетельствует о наличии связи между шумом окружающей среды во время сна и сердечно-сосудистыми заболеваниями; также предполагается, что даже низкоуровневые шумы, вмешиваясь в здоровый сон, могут стать причиной проблем со здоровьем.

Влияние уровня шума на сон (согласно ВОЗ):

Уровень шума в дБПримеры звуковВлияние на сон
˂ 30 дБ:Нормальное дыхание, шепот, тиканье часов, тихая сельская местность.Незначительное влияние на сон большинства людей или его отсутствие.
30–40 дБ:Шепот в тишине комнаты, пение птиц, незначительный шум в офисах.Возможное пробуждение, телодвижения, нарушения сна. Наиболее чувствительны к таким звукам дети и пожилые люди.
40–55 дБ:Дождь, холодильник, кондиционер воздуха.Наблюдается влияние на здоровье большинства людей.
˃ 55 дБ:Разговоры в полный голос, фоновая музыка, стиральная машина и более громкие звуки.Считается опасным уровнем шума для здоровья человека: увеличивает раздражительность, приводит к нарушениям сна, возможный риск сердечно-сосудистых заболеваний.

При этом:

  • интенсивность и серьезность влияния звуков на сон индивидуальна;
  • на способность переносить звуки влияют мозговые ритмы;
  • как правило, от звуков люди просыпаются во второй фазе сна;
  • дети и пожилые люди наиболее подвержены влиянию звуков на сон;
  • эмоциональные звуки оказывают наиболее сильное воздействие (плач ребенка, произнесенное имя спящего и т.д.).

Влияние звуков на сон – шумы для улучшения сна

Влияние звуков на сон не ограничивается негативными эффектами. Например, белый шум может способствовать более спокойному сну. «Мягкие» звуки дождя – также хороший вариант для людей, желающих улучить качество сна. Просто поразительно, как незначительные изменения фоновых звуков могут влиять на способность организма человека погружаться в здоровый сон!

Белый шум благотворно влияет на отход ребенка ко сну. Помимо этого, белый шум маскирует потенциально вредные для сна внешние звуки и помогает ребенку спать дольше. Еще одно преимущество белого шума для сна детей: ребенок привыкает спать под такие звуки и со временем ему становится проще заснуть, как только он их услышит.

Контроль влияния звуков на сон: неприятные – устранить, полезные – использовать

От некоторых звуков, которые тревожат сон, попросту невозможно избавиться, однако Вы можете предпринять некоторые меры, чтобы уменьшить шумовое загрязнение:

  • используйте запись белого шума, это может быть работающий вентилятор, кондиционер или иной успокаивающий звук; однако помните, что он не должен быть слишком громким – 50–65 дБ максимум;
  • пользуйтесь стиральной и/или посудомоечной машиной задолго до сна;
  • ставьте большие шкафы (например, книжный) к стене, граничащей с соседней квартирой – они помогут смягчить звуки; 
  • выключайте телевизоры перед сном, не засыпайте под фильмы на компьютере;
  • выключите или уменьшите до минимума громкость звуков на телефоне;
  • если Ваш сожитель храпит, используйте беруши; в случае сонного апноэ необходимо отвести храпящего к врачу;
  • старайтесь ставить кровати от стен (чтобы меньше слышать соседей);
  • заткните щели в окнах и дверях;
  • чтобы ограничить негативное влияние звуков на сон во время переездов и перелетов, берите с собой беруши или наушники.

Здоровый сон необходим для здоровья организма.

И Вам вполне под силу обеспечить себе надлежащий отдых – минимизировать отвлекающие факторы, в том числе негативное влияние звуков на сон, отрегулировать комфортную для Вашего организма температуру, убрать все источники света, которые также мешают мозгу отдыхать и заниматься чрезвычайно полезной для всего организма ночной деятельностью. Спите крепко и здорово вместе с estet-portal.com!

Источник: https://estet-portal.com/statyi/vliyanie-zvukov-na-son-negativnoe-ogranichit-blagopriyatnoe-usilit

Музыка при беременности: вредна или полезна для мамы и плода — мнение врачей

Влияние звуков на ребенка

Доказано, что ещё нерождённый малыш, находясь в животе у матери, способен слышать и ощущать. Если начать разговаривать с ребёнком уже на этапе беременности, то после своего рождения он будет узнавать голоса близких людей.

Общение с крохой в период его вынашивания с помощью прикосновений и звуков называют гаптономией. Музыка при беременности – отличный вариант такого общения.

Спокойные классические мелодии оказывают благотворное воздействие на развитие плода, а также успокаивают, умиротворяют и расслабляют его маму.

Полезна ли музыкотерапия при беременности?

Музыка оказывает влияние на всё вокруг. Её звуки способны даже изменить состав молекул воды. У человека, слушающего музыку, вмиг меняется эмоциональное состояние, настроение, улучшается самочувствие.

Музыкотерапия крайне полезна для беременных. Она помогает успокоиться, настроиться на позитивный лад, учит расслабляться и сосредотачиваться.

Такие умения пригодятся в родах, помогут ослабить болевые ощущения. Многие роженицы слушают умиротворяющую музыку, находясь уже в родовой палате.

Ещё в Древнем Китае верили, что жизнь ребёнка начинается с самого зачатия. Воспитывать его было принято уже во время беременности. И лучшим способом такого воспитания считались звуки музыки.

На Востоке юная девушка до замужества должна была смастерить красивый ковёр. А когда она станет женщиной, ей в период вынашивания малыша предстоит волшебным образом соткать душу крохи с помощью пения колыбельных.

Современная наука стремится продвигать идею интеллектуального развития ребёнка внутри утробы. Замечено, что у новорождённых слаба деятельность нейронов головного мозга. Большое количество нервных клеток в этот период недоразвито.

Уровень развития и количество нейронов прямо связано с интеллектом человека и зрелостью его психики.

Значительное благотворное влияние на внутриутробное развитие младенца оказывает именно музыкальное воздействие. Слышать звуки ребёнок начинает приблизительно на 14–15 неделе своего существования внутри мамы. Экспериментально выявлено, что музыка способна активизировать обменные процессы в организме малыша.

При её прослушивании лучше развиваются:

  • нервная система;
  • сердечно-сосудистая;
  • система дыхания;
  • пищеварения;
  • мышечные волокна.

Наблюдается разная реакция плода на звуки в зависимости от уровня громкости, частоты, ритма, стиля исполнения. По толчкам малыша можно понять, нравится ли ему музыка. Спокойные мелодии могут его успокоить, а весёлые — взбодрить.

Как малыш реагирует на разные мелодии?

Интересно, что если ребёнок внутри утробы регулярно слышит одну и ту же мелодию или колыбельную песню, то после своего рождения легко может узнать знакомые звуки. В ответ он активизирует двигательную деятельность или успокаивается во время плача.

Было замечено, что малыши запоминают, а позже реагируют на музыкальные заставки сериалов, которые их мамы любили смотреть в период беременности. Во время звучания знакомых мотивов у детей даже учащается пульс.

На шестом месяце развития ребёнок начинает двигаться под звуки оркестровой музыки. От всемирно известных мелодий Моцарта плод успокаивается уже на 4 месяце нахождения в животике мамы. Сочинения Брамса и Бетховена, напротив, тревожат его.

Маленькие «пузожители» любят, когда мама им напевает колыбельные, а из колонок доносятся произведения Генделя и Вивальди. Ритмы этих мелодий напоминают размеренное сердцебиение.

А новорождённые ведут себя спокойно при звуках морских волн или водопада, ведь они схожи с родными внутриутробными шумами.

Какие стили и композиции предпочесть?

При выборе музыки для прослушивания во время беременности молодым мамам стоит остановиться на спокойных и классических мелодиях. Сумбурные и громкие роковые композиции не понравятся ни беременной маме, ни малышу. К тому же классика положительно влияет на развитие интеллекта будущего ребёнка (эффект Моцарта).

Музыкальное воздействие складывается из трёх составляющих:

  1. ритма;
  2. тональности;
  3. частоты колебаний.

Почему для музыкотерапии во время беременности следует выбирать спокойные размеренные произведения? Их ритм должен быть максимально приближен, или быть даже реже частоты ударов сердца. Мозг, уловив такую мелодию, даст организму мамы и малышу сигнал расслабиться и стать спокойнее.

Музыкальная тональность может быть минорной или мажорной. Под минором подразумевается печальная, наполненная грустью и меланхолией мелодия. Слушая её, беременная мама легко может войти в состояние депрессии.

Но кому-то минорные композиции могут прийтись по нраву. Мажор, напротив, выражается в подвижных и динамичных звучаниях. Это радость, счастье, эйфория. Такая музыка моментально вызывает яркие позитивные эмоции.

 Выбор тональности музыкальной композиции для будущей мамы индивидуален.

Частота колебаний или музыкальная частотность также вызывает определённую реакцию мозга.

  • Повышенная частотность мелодии вселяет беспокойство, рассеивает умственную деятельность, ухудшает реакцию.
  • Слишком низкие частоты в музыке вызывают беспокойство и тревогу.

Зная особенности той или иной композиции, легко выбрать музыку, подходящую для улучшения психологического состояния в период беременности. Скорее всего, это будет лёгкая мажорная мелодия радости или побуждающие к релаксации мотивы плюс шум воды, пение птиц, звук разбивающихся о берег волн.

Уже на пятом месяце беременности женщине, ожидающей малыша, лучше не посещать кинотеатров и шумных вечеринок. Карапуз толчками сам даст понять, что ему не нравятся громкие резкие звуки.

Среди огромного количества классических мелодий существуют наиболее подходящие для беременных женщин и их малышей. Врачи рекомендуют к прослушиванию произведения гениальных мировых композиторов.

  1. Знаменитые «Времена года» Вивальди.
  2. Нежные мелодии Фредерика Шопена.
  3. «Симфония № 40» Вольфганга Амадея Моцарта.
  4. Знаменитая «Колыбельная» Брамса.
  5. «Лунная Соната» и другие произведения Бетховена.
  6. Такие шедевры Петра Чайковского, как «Лебединое озеро» и «Спящая красавица».
  7. Также будущим мамам наверняка понравятся сочинения Шуберта и Дебюсси.

Фотогалерея «Композиторы-классики, произведения которых рекомендованы к прослушиванию будущим мамам»

Вольфганг Амадей Моцарт Антонио Вивальди Фредерик Шопен Франц Шуберт Пётр Ильич Чайковский Людвиг ван Бетховен

Всё музыкальное разнообразие, которое доносится до ушей малыша и женщины во время беременности, оказывает определённое влияние на самочувствие и настроение, а также на развитие плода.

Когда и как слушать?

  • Перед началом прослушивания любимых мелодий стоит завершить все занятия, чтобы не отвлекаться и суметь максимально расслабиться.
  • Включите спокойную музыку фоном или устройте настоящий сеанс музыкотерапии с приглушённым светом, свечами или аромалампой.
  • Следует максимально комфортно расположиться на диване или в кресле-качалке. Сеанс музыкотерапии можно организовать во время водных процедур, например, принять ванну с пеной под лёгкую классическую музыку или звуки природы.
  • Во время музыкальной терапии пообщайтесь с малышом, прикоснитесь к животу. Скажите крохе, как любите и ждёте его. Настройтесь на мирный лад, послушайте себя, постарайтесь мысленно передать ребёнку свою любовь и настроение. Доказано, что даже несколько минут в окружении спокойной мелодичной композиции самым благоприятным образом влияют на психологическое состояние матери и ребёнка.
  • Такой музыкальный сеанс может длиться от 5 до 40 минут. В это время будущей маме стоит максимально расслабиться и сосредоточиться на своих ощущениях и на малыше.
  • Слушать музыку желательно не реже 1 раза в день. Прекрасным вариантом станет поход в филармонию.
  • При домашнем прослушивании отдавайте предпочтения профессиональным записям высокого качества.
  • Слушайте быстрые позитивные мелодии после пробуждения, а перед сном предпочтите медленные мелодичные произведения.

Во время прослушивания музыки можно приложить наушники к своему беременному животику — так кроха будет лучше слышать звуки и воспринимать их

Можно ли увлекаться громкой музыкой — мнение врачей

Во время проведения исследования состояния беременных женщин в Японии было замечено, что будущие мамы, живущие вблизи аэропорта, были склонны к преждевременному родоразрешению в результате того, что постоянно слышали звук реактивных двигателей самолётов.

Ребёнок женщины, которая в состоянии беременности посещала вольер со львами и кормила этих хищников под их громкий рык, с рождения до семилетнего возраста имел проблемы со слухом и реакцией. Когда он слышал рёв диких кошек, его внимание рассеивалось, а реакция на другие звуки отсутствовала. Таков был результат стресса, испытанного малышом в утробе матери.

Прослушивание громкой музыки и резких звуков матерью во время беременности считается вредным для малыша и может вызвать в будущем гиперактивное поведение.

Пойте своему крохе колыбельные

Начиная с момента зачатия и на протяжении первого года жизни, мамин голос будет самым родным и желанным для малыша. Беременные женщины по своей природе склонны к тому, чтобы петь колыбельные песни ещё не рождённому крохе. И это правильно, и это прекрасно. Пойте своему карапузу и колыбельные, и любые другие детские песенки.

Самые первые представления о речи ребёнок получает благодаря голосу и пению мамы. Замечено, что дети глухонемых женщин впоследствии имеют проблемы с развитием речи.

C помощью музыки уже на этапе беременности будущая мама может значительно улучшить интеллектуальное развитие малыша, повлиять на его эмоциональное состояние. По мнению специалистов, в будущем приученный к музыке ребёнок будет любознательным и умным. К тому же прослушивание любимых мелодий принесёт самой женщине, ожидающей малыша, удовольствие и настроит только на положительный лад.

  • Наталья Галушко
  • Распечатать

Источник: http://zhdumalisha.ru/beremennost/muzyka-vo-vremya-beremennosti-i-eyo-vliyanie-na-rebyonka.html

Влияние музыки на развитие детей. Советы психолога

Влияние звуков на ребенка

Я работаю с детьми раннего возраста в русской школе за границей. Родители задают множество вопросов о развитии детей. Среди них очень много вопросов о музыке. Когда можно обучать ребенка музыке? С чего начать? Мой ребенок не поет. Что делать? Разбираемся вместе.

Случай на концерте симфонической музыки

Недавно я столкнулась со следующей ситуацией. Я живу в Испании. В нашем городе часто проходят концерты симфонической музыки, духовых оркестров. Практически еженедельно. Вход свободный. Артисты — студенты и преподаватели музыкальных школ и консерваторий.

Некоторые родители приводят с собой детей, иногда грудных. Два часа громкой музыки духового оркестра дети не выдерживают. Пугаются и плачут маленькие. Вертятся, шалят, лазят по лестницам дети постарше.

Я сидела рядом с такой семьей. Папа, мама и ребенок 4 лет. Конечно, ему было неинтересно, он устал, музыка гремела, и он стал развлекаться как мог. Ерзал, разговаривал, упирался ногами во впереди стоящее кресло.

Люди оглядывались, шикали. Родители сердились, одергивали ребенка. В конце концов отец поддал ребенку по попе и по ногам. Ребенок заплакал.

Нужна ли ребенку серьезная классическая музыка?

Казалось бы, родители делают это с самыми добрыми побуждениями. Вроде как культуру прививают и любовь к прекрасному. При этом совершенно не учитывается, что внимание ребенка еще очень неустойчиво.

Сильные эмоции, громкие звуки, скорее, способны навредить психике малыша, а длительное пребывание в неподвижном положении просто невыносимо.

С какой музыки нужно начинать воспитание ребенка

Музыка сопровождает человека всю жизнь. Мамам еще на этапе беременности психологи советуют слушать классическую музыку. Считается, что это благоприятно действует на развитие малыша.

С рождения детям поют колыбельные песни, потешки, прибаутки. Они помогают организовать режимные моменты: умывание, одевание, укладывание спать. «Малый фольклор» помогает детям в адаптационный период войти в новый мир детского сада.

Потешка помогает воспитателю установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции. Почти все стишки и потешки можно петь, используя любой мотив, который нравится детям.

Совместное пение

Пение простых детских песенок вместе с детьми создает у них радостный и спокойный настрой. Исполнение же этих песенок с незамысловатыми, казалось бы, текстами способствует развитию речи и звукопроизношения.

Кроме того, пение устанавливает контакт между детьми и их родителями. Развивается эстетический вкус. Пение способствует развитию музыкального слуха — если речь идет о зрительных и звуковых детях.

Движения под музыку. Музыкальные игры

Очень важно движение под музыку. Оно дает выход и разрядку отрицательным эмоциям, снимает нервное напряжение, создает радостное настроение. Для малышей очень полезно танцевать в коллективе.

Ребенок учится ориентироваться в пространстве. Бегать, не наталкиваясь на других детей, танцевать синхронно с ними. Обычно танцы очень просты: ребенок может кружиться один, в паре, в хороводе. Показывать, как «прыгает зайчик», «летают птички», «ездит машина», «танцует кукла», «топает мишка».

Так же танцы развивают координацию движений, способность согласовывать движения со словами песни или потешки.

Плавные хороводы с пением русских народных песен особенно хорошо успокаивают, гармонизируют и сплачивают детей.

Восприятие особенностей музыкального звучания

Важно, чтобы при прослушивании музыки дети не только знакомились с настроением мелодии, определяя ее бодрой, веселой, грустной, ласковой, но и приучались более точно воспринимать особенности музыкального звучания: высоту, тембр, силу звука, длительность звука.

В процессе несложных игр с музыкальными инструментами дети многому научаются. Стуча по бубну, осваивают ритм. Слушают звучание разных инструментов и научаются отличать их на слух. Барабан, колокольчик, дудочки, свистульки, погремушки с мелодичным звучанием, деревянные ложки, различные по тембру.

Что предлагается прослушивать детям

Существует большое количество классической музыки, написанной специально для детей. Это песни, марши, вальсы, танцы, музыкальные картинки.

Это «Детский альбом», «Щелкунчик», «Времена года» Чайковского. Это «Картинки с выставки» Мусоргского, «Детские сцены» Шуберта, «Детский альбом» Дебюсси, «Карнавал животных» Сен-Санса, вальсы Штрауса, «Времена года» Вивальди.

Уже в 3-4 года дети могут слушать и понимать такие произведения из «Детского альбома» Чайковского, как «Игра в лошадки», «Болезнь куклы», «Марш деревянных солдатиков». Дети учатся отличать марш от вальса, веселую музыку от грустной, громкую от тихой. Далее могут определять, сколько частей в произведении.

Музыкальный слух

Музыкальный слух — это не только врожденное качество, но и натренированное. Самое главное — вовремя определить желание ребенка заниматься музыкой, его врожденную склонность к музицированию.

Важно следить за реакцией малыша на музыку. Ребенок внимательно слушает мелодию, танцует под музыку, проявляет интерес или яркое эмоциональное отношение.

Индивидуальные различия восприятия музыки детьми с разными векторами

Системно-векторная психология Юрия Бурлана отмечает, что в Советском Союзе почти все дети со зрительным и звуковым векторами посещали музыкальную школу или школу искусств. И хотя не все дети вырастали музыкантами, для их психического, умственного, эмоционального развития это было очень полезно.

Но если у ребенка нет ни слуха, ни желания заниматься музыкой, то не стоит тащить малыша в музыкальную школу вслед за соседским ребенком-звуковичком. Ориентир — желание ребенка и своевременное выявление этого желания родителями!

Будущие балерины и спортсмены

Ребенку с кожным вектором больше понравится музыка яркая, энергичная, танцевальная. Из классики это марши, вальсы, польки. Такой ребенок часто неусидчив, подвижен, активен, любит во всем быть первым.

Мелодичная музыка поможет успокоить возбужденного, нервного ребенка, поможет ему расслабиться. Музыка увлекает и оказывает сильное успокаивающее воздействие на большинство гиперактивных детей.

Если у кожного ребенка есть еще и зрительный вектор, то в будущем он может стать танцором. Заниматься балетом, бальными танцами или фигурным катанием.

Также при наличии зрительного вектора ребенку из музыкальных инструментов подойдут больше струнные, а именно — гитара. Если у ребенка с кожным вектором есть еще звуковой, то тогда его больше заинтересуют ударные инструменты или скрипка.

Если же ребенок не обладает ни одним из перечисленных верхних векторов, то стоит воздержаться от того, чтобы отдавать его в музыкальную школу, а выбрать подходящий его интересам кружок.

Эмоциональные дети. Романтики

Зрительный ребенок очень эмоциональный, тонко чувствующий. Ему понравятся музыкальные спектакли, музыкальные сказки, детские оперы, музыкальные мультфильмы. Спектакли можно не только посещать, но и участвовать в них.

Музыка способствует развитию образного мышления и развитию эмпатических способностей детей. Например, в музыкальной картинке «Болезнь куклы» мы сочувствуем ей, жалеем ее. А в следующей картинке «Выздоровление куклы» мы представляем, как она рада, радуемся вместе с ней, и музыка тоже звучит радостно.

Зрительные дети могут стать артистами, эстрадными певцами. Они с детства любят выступать на сцене. Любят много внимания и аплодисменты.

Из инструментов они могут выбрать пианино, гитару, более «романтичные» музыкальные инструменты. Но предпочитают не играть, а танцевать или петь.

Также музыка может служить профилактикой эмоциональной нестабильности. Помогает выразить чувства, снимает страхи, фобии или любые другие переживания, которые ребенок испытывает.

Желающие быть лучшими во всем

Ребенка с анальным вектором, при наличии еще звукового вектора, можно обучать игре на клавишных музыкальных инструментах. Эти дети усидчивы, настойчивы. Любят доводить дело до конца. Желают быть лучшими. А главное, у них отличная память, в том числе и музыкальная.

Дети с анальным вектором часто бывают застенчивыми, нерешительными, необщительными. Музыка помогает им укрепить отношения с людьми. Повышает уверенность в себе, благодаря реализации в обществе.

Любители тишины. Музыкальные дети

Детям со звуковым вектором нужна классическая музыка. Фоном для прослушивания музыки должна быть абсолютная тишина. Музыка помогает звуковичкам развить свой интеллект и, как следствие, коммуникативные и творческие способности.

Дети со звуковым вектором обычно любят тишину, одиночество. Нужно оберегать их от шума, криков, оглушающей музыки. Тишина помогает им сосредоточиться на важном. Они часто бывают как бы погружены в себя. Задумываются о мировых проблемах, о космосе и даже о Боге. Они могут начать сочинять музыку и стать композиторами.

Хорошо бы всех детей со звуковым вектором отправлять учиться в музыкальную школу. Для них иногда занятие музыкой — это вопрос жизни. Первостепенная жизненная задача звуковика — познание себя. А занятие музыкой — это выход внутренних исканий наружу.

Эффективное музыкальное воспитание и не только

Вы можете эффективно использовать музыку, чтобы помочь своему ребенку гармонично развиваться, чувствовать себя защищенным, жить радостно и с наслаждением. Для этого просто нужно знать векторальные особенности своего малыша и учитывать их при подборе музыкального сопровождения его взросления.

Если вы хотите узнать больше о правильном воспитании вашего ребенка, в том числе и музыкальном, посетите бесплатный онлайн-тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Регистрируйтесь здесь.

Елена Вахрушева, педагог-психолог

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Раздел: Педагогика

24 Авг, 2017 Комментариев: 1 1299
Всё о детях психология

Источник: http://svp.expert/pedagogika/vliyanie-muzyki-na-razvitie-detej-sovety-psixologa/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.